Пропавшая грамота: у интернет-магазина Cactus похитили базу клиентов, ущерб — миллион гривень
В июле часть клиентов интернет-магазина Cactus вместо товаров получили известие о том, что их деньги ушли неизвестному мошеннику.
О том, как провернули кражу на один миллион гривень и почему ритейлер считает виноватыми самих покупателей, разбиралось Delo.ua. RAU предлагает ознакомиться с краткой версией этого материала.
Киевлянин Артем Левковский в июле сделал интернет-заказ на две видеокарты стоимостью почти 77 000 гривень в магазине техники, товаров для дома и животных Cactus. С ним связался некий Алексей, который представился менеджером магазина и попросил сделать полную предоплату товара, после чего его смогут доставить в точку выдачи. Деньги менеджер предложил отправить на карту ПриватБанка на на имя Ольховской Л. Н. Но после предоплаты товар Артем так и не получил. Через три недели незадачливый покупатель получил сообщение, что заказ прибыл в точку выдачи товара. Но там его не оказалось. В этот же день покупатель получает сообщение с контактного номера магазина Cactus, что товар доставлен не будет, поскольку не был оплачен.
Предполагая аферу со стороны магазина, пострадавший попытался отменить свой платеж. Но в ПриватБанке ему ответили, что отменить транзакцию невозможно, поскольку деньги были отправлены на личную карту.
По словам основателя компании Cactus Антона Скляра, в мошенничестве виновен бывший сотрудник магазина, который завладел базой контактов клиентов с данными о их заказах. Он под видом менеджера компании связывался с покупателями и обещал им прислать товар после 100% предоплаты на карту банка.
В результате следствия выяснилось, что злоумышленником оказался бывший сотрудник Cactus Алексей Ольховский, который, получив доступ к базе, связывался с клиентами и просил перевести предоплату за товар на личную банковскую карту. Большая часть контактов происходила по телефону или в популярных мессенджерах, таких как Viber.
В компании уверяют, что не используют Viber для работы с клиентами. По словам Скляра, общение менеджеров с клиентами происходит только в Telegram или по звонку на контактные номера магазина. Но корреспондент издания Дело попробовал оформить заказ на официальном сайте Cactus, и получили уведомление об обработке заказа именно в Viber.
Собственник сети Cactus отметил, что мошенникам удается обманывать клиентов, поскольку те доверяют бренду. По его словам, компенсацию пострадавшим нужно рассматривать отдельно для каждого клиента: если виноват магазин — это один вопрос, если нет, то нести ответственность должен мошенник. А по словам коммерческого директора сети Cactus Владислава Коваленко, произошедшее с Артемом — далеко не единственный эпизод и речь идет не о мошенничестве, а об утечке информации из магазина.
Оказывается, что с сайта компании произошло около десяти подобных “краж” и практически все они были осуществлены 16 июля. При этом компания настаивает, что не может вернуть деньги пострадавшим, поскольку они не поступали на их счета. Во всех случаях схема мошенничества была практически одинаковая — люди пришли в магазин за товаром, но его там не оказалось. Мошенник, чтобы замести следы, пытался удалить все переписки. Но многие клиенты успели сделать скриншоты и передать службе безопасности магазина для расследования.
Читайте также —