Экономия с умом: как ритейлеры могут увеличить свою прибыль за счет уменьшения платы за электроэнергию
Резкий рост стоимости энергоносителей сделал особо актуальной проблему сокращения расходов на энергопотребление. Новое техническое решение от Feigin Electric позволяет ритейлу сэкономить на счетах за свет от 8 до 12%.
Региональный руководитель по развитию бизнеса в Восточной Европе компании Feigin Electric Артур Сомов в интервью RAU рассказал о передовом техническом решении, которое позволяет организовать энергопотребление магазинов, ресторанов и других объектов таким образом, что даже при использовании существующего торгового оборудования счета «за свет» могут оказаться существенно меньше. А срок работы оборудования — дольше.
— В этом отопительном сезоне рост стоимости энергоносителей вынудил ряд отраслей просить у правительства помощи, чтобы не останавливать производство. Для сферы ритейла и ресторанного бизнеса расходы на электроэнергию также составляют существенную долю операционных затрат. Какие существуют технические решения, чтобы уменьшить эти траты?
— Можно выделить несколько путей. Например, можно произвести замену существующего оборудования на более энергоэффективное, но такие решения требуют больших инвестиций, что обычно у ритейлеров всегда в дефиците. Тем более, что нужно принимать во внимание период амортизации уже используемого оборудования и другие факторы. Более простой способ — это оптимизация энергопотребления.
— Что предлагает ваша компания и чем данное техническое решение по энергосбережению отличается от аналогичного оборудования?
— Наша компания предлагает действительно уникальное запатентованное и проверенное оборудование – энергооптимизатор Feigin ECOD, который позволяет сократить потребление электроэнергии на 8-12%. Прямых аналогов Feigin ECOD в мире нет, есть косвенные технологии, которые проигрывают в размерах, весе оборудования и, самое важное, в эффективности. Дело в том, что при разработке данного устройства целевой группой были выбраны розничные и ресторанные сети. Так как на рынке наблюдается дефицит дешевых решений по энергосбережению именно для этого сегмента. Все стараются разработать решения для крупных предприятий, торговых центров, больших зданий. Небольшие магазины, магазины «у дома», кафе, рестораны, аптечные сети оказывались в стороне от зоны внимания. Исходя из нужд этой целевой группы, основные требования при разработке устройства были: низкая цена, компактность и быстрая окупаемость. Если говорить в общем, то проблему энергосбережения для конкретного магазина или кафе решит устройство размером не больше офисного шредера для бумаги.
— В чем состоит уникальность технологии Feigin и как давно она используется?
— Сначала нужно понять какую проблему решает оборудование Feigin ECOD. Если спросить обычного человека, какое напряжение у него дома или в офисе, то он с удивлением ответит, что 220 В. Но если измерить напряжение в розетке в любом магазине или кафе, то в 90% случаев реальное напряжение будет 225–230 В и выше. Владельцам передающих линий выгодно поддерживать более высокое напряжение. В этом случае они несут меньшие потери и страхуются от «просадок» во время вечерних пиков потребления. Но в таком случае потребитель получает и оплачивает значительно больший объем электроэнергии, чем ему нужно – это закон Ома, который каждый из нас учил в школе.
Практически любое электрооборудование в кафе или в магазине имеет границы допуска, при которых оно должно работать одинаково хорошо. В Украине этот допуск от 200 до 250 В. То есть холодильник или кондиционер одинаково будет хорошо работать и при 210 В и при 240 В. Разница только в том, что при напряжении в 240 В владелец холодильника будет получать счет за электроэнергию на 10-12% выше. Поэтому самая главная функция энергооптимизатора Feigin ECOD – это «прижимать» напряжение к нижней допустимой границе и, соответственно, экономить электроэнергию для клиента. Если не вдаваться в фундаментальную физику, то уникальность технического решения находится в принципиально новой схеме регулирования параметров напряжения.
При этом устройство Feigin ECOD не является стабилизатором напряжения. Эти устройства отличаются своим предназначением, с одной стороны, и принципом действия с другой. Для Feigin ECOD стабилизация напряжение – лишь одна из функций и приятный бонус для клиента.
— Каков средний размер экономии и на каких объектах лучше всего проявляется этот эффект: в ресторанном бизнесе, небольших магазинах, крупных супермаркетах или в ТРЦ?
— Если говорить о результатах, то средняя экономия по счетам за электроэнергию – около 10%. Ниже 8% показатели в принципе не опускаются. Нужно так же понимать, что в отдельных магазинах или кафе значения могут быть ниже или выше. Но в среднем по сети 8–10% экономии – это стандарт. Наиболее эффективно такое оборудование для магазинов и ресторанов площадью до 1000 кв. м.
— Какой может быть предельная потребляемая мощность и есть ли другие ограничения по внедрению?
— Нет такого ограничения. Каждый объект нужно рассматривать отдельно. Проводить аудит, оценку и т.д. Но мы в большинстве случаев фокусируемся на объектах с мощностью до 400 кВт
— Есть ли примеры успешной работы такого оборудования в Украине и на каких объектах?
— Дело в том, что энергооптимизаторы Feigin ECOD были выведены на рынок в 2019 году. К сожалению, «ковидный» 2020 год внес свои поправки в темпы развития продаж, но в 2021 году Feigin ECOD «выстрелил» на рынках Азии. Дело в том, что головной офис компании находится в Сингапуре.
Устройство оказалось настолько оптимальным по цене, размерам и функциональности для розничного и ресторанного бизнеса, что к концу прошлого года Feigin ECOD уже работал в сетях Domino’s, 7Eleven, Spar, KFC в Таиланде, Сингапуре, Малайзии.
После успеха на азиатском рынке производитель принял решение о выходе с начала нынешнего года на рынки Скандинавии, Восточной Европы, Турции и ОАЭ. Уже с начала года тестовые образцы установлены в магазинах розничных сетей в Польше, Швеции и Болгарии. В Украине мы сейчас готовимся к подписанию договоров с двумя розничными сетями и одной ресторанной сетью. До подписания договоров пока не могу их называть. Но могу сказать, что тестовая партия устройств Feigin ECOD уже готовится к отправке в нашу страну.
— Часто прогрессивные технические решения не находят применения в силу своей дороговизны и длительного срока окупаемости. Сколько стоит установка оборудования под ключ и как скоро такие вложения окупятся?
— В этом самое главное наше преимущество – невысокая цена и подтвержденная эффективность. Стоимость «под ключ» устройства Feigin ECOD для небольшого магазина или кафе в зависимости от показателей энергопотребления – от 1200 евро. В любом случае срок окупаемости не превышает двух лет, при гарантии 10 лет. А при растущей стоимости электроэнергии, мы считаем, что срок окупаемости будет еще короче.
— Как ритейлеру понять какое оборудование ему нужно и по каким параметрам это определяется?
— Наши специалисты бесплатно проведут экспресс аудит и определят необходимый набор оборудования. Это занимает буквально пару дней. Ритейлер или владелец кафе в результате получит коммерческое предложение по стоимости, по уровню экономии, который мы можем гарантировать, срокам окупаемости. Могу точно сказать, что эти цифры приятно удивят любого владельца магазина или кафе.
— Есть ли возможность комплексной оценки потребностей всех объектов, например, торговой сети и расчет оптимального решения?
— Конечно, мы можем провести комплексный аудит и дать оценку, а также оптимальное решение. Но, если честно, для магазинов и ресторанов на рынке не так много решений, которые были бы одновременно недорогими, эффективными и быстро окупались бы.
— Наконец, сколько времени это занимает и нужно ли приостанавливать работу торговой точки или ресторана для монтажа оборудования?
— Установка оборудования занимает от часа до полутора часов. Да, на 15 — 20 минут нужно отключить электропитание, но мы согласовываем время с клиентами, и как правило, это либо ночное время, либо дневное с минимумом загруженности объекта.
— Как вы оцениваете перспективы развития данного направления и подойдет ли такое решение в случае, когда на объекте установлены альтернативные источники энергоснабжения, например, солнечные панели на крыше супермаркета?
— Если магазин использует только автономную систему электроснабжения, тогда нет. Но в случае, если солнечные панели обеспечивают только часть энергоснабжения, то система не соперничает, а наоборот, взаимодействует с ними. Мы уменьшим потребление в сети на 8 — 12%, и тем самым обезопасим работу инвертора солнечных панелей, так как очень распространены случаи временного отключения инверторов из-за слишком высокого напряжения в передающих линиях.
Читайте также —
Борис Марков, АТБ: В приоритете внедрение энергосберегающих и экологических решений