Игорь Стольницкий, Хорошоп: Что происходит с онлайн-продажами в Украине во время войны

Игорь Стольницкий, Хорошоп: Что происходит с онлайн-продажами в Украине во время войны

01.07.2022 08:15
  287
Дарія Осіїк

Вторжение России почти полностью остановило интернет-торговлю в Украине в феврале. Все представители e-commerce должны быстро адаптироваться к новым условиям, чтобы сохранить свой бизнес. Удалось ли им это сделать и с какими проблемами они столкнулись?

Большие проблемы крупного бизнеса

Даже лидер в украинском e-commerce маркетплейс Rozetka не выдержал удар, нанесенный войной. По словам владельца компании Владислава Чечоткина, ежемесячный оборот Rozetka упал с 4 млрд до 23 млн грн за первые три недели боевых действий. Линия фронта проходила в 3 км от складов компании вблизи Киева — маркетплейс не мог обрабатывать заказ, а точки выдачи и магазины разграбливались и уничтожались оккупантами.

У ритейлера появились долги перед крупными поставщиками, о которых писали в комментариях на фейсбук-странице Чечоткина. Ситуация оказалась столь сложной, что Rozetka пришлось сократить большинство сотрудников. К примеру, почти всю команду разработки уволили, поскольку у компании не было средств, чтобы платить зарплату программистам.

Положительные изменения для Rozetka появились в апреле, когда украинская армия откинула захватчиков от Киева и с севера страны. По состоянию на конец мая, маркетплейс возобновил работу 200 из 270 точек выдачи по всей стране. А к работе вернулась половина сотрудников из восьмитысячной команды, которая была до войны. Главной положительной тенденцией Чечеткин считает массовый возврат продавцов на маркетплейс.

Трудности с логистикой и снабжением товаров

Из-за боевых действий система внутренних перевозок значительно усложнилась. В отделениях почты образовались огромные очереди, а сроки доставки стали совершенно непредсказуемыми. Посылки терялись или их просто не забирали покупатели, которым было не до своих заказов.

Еще сложнее была ситуация с поставкой товаров из-за границы. Авиасообщение прекратилось, а морские порты заблокировали оккупанты. Поставки товаров свелись к автоперевозкам, что значительно дороже и дольше. Значительное количество интернет-магазинов перешло на продажу товаров из существующих запасов, которых хватило бы на 1-2 месяца. За это время магазины должны были найти новых поставщиков и наладить логистику.

По статистике Новой почты, в первую неделю войны объемы перевозок упали с 1 млн отправлений в день до 50 000. Такое падение было напрямую связано с остановкой работы интернет-магазинов и маркетплейсов. Ведь при нормальных условиях 70% перевозок Новая почта — это интернет-заказ.

На второй неделе войны показатели Новой почты начали расти, что стало индикатором возобновления интернет-торговли в Украине. К концу марта компания перевозила уже 350 000 посылок в сутки, 60% из которых были интернет-заказами. Поблагодарить за это стоит и малый бизнес. Предприниматели быстро вернулись к работе по сравнению с крупными компаниями и начали собственноручно двигать украинский e-commerce вперед.

Возобновление малого и среднего бизнеса

Малые бизнесы также потеряли доступ к складам, имели дело с падением доходов и трудности с поставкой товаров. Но им было легче решить эти проблемы из-за значительно меньшего размера, поэтому они восстановились быстрее. К примеру, отдельным продавцам даже не пришлось переносить склад, потому что товары малогабаритные и хранятся дома — это позволило возобновить работу через неделю после начала войны.

Во многих случаях возвращение к работе интернет-магазина зависело от местонахождения продавца. Предприниматели, которые размещались в областях, не охваченных боевыми действиями, останавливали продажи всего на несколько дней. Тяжелее было предпринимателям, которые находились непосредственно в зоне боевых действий. Они должны были перенести склады и эвакуировать сотрудников в безопасное место. Как показывает опыт, в среднем передислокация продолжалась около месяца. Для ускорения восстановления магазины перевели часть рабочих на дистанционную работу.

Быстрое восстановление представителей малого бизнеса предоставило им преимущество в продвижении. Пока крупные игроки решали свои проблемы и не использовали платную контекстную рекламу — у магазинов с небольшим бюджетом появились новые возможности. Они стали более заметными и продвигались по запросам, где раньше была слишком высока конкуренция и стоимость рекламы. Предприниматели рассказывают, что, например, цена клика в Google Shopping в марте была в 4 раза ниже обычного. Сейчас все возвращается к обычному положению и большой бизнес снова занимает передовые позиции в рекламе.

Как изменилось количество заказов в интернете из-за войны

Хорошоп обслуживает 3200 интернет-магазинов, среди которых есть представители бизнеса разных масштабов. Мы считаем общее количество заказов, они генерируют, чтобы понимать темпы восстановления e-commerce. Своими данными мы делимся с Opendatabot, где каждый желающий может отследить динамику работы украинских интернет-магазинов во время войны.

До нападения россии, в феврале магазины обрабатывали около 16 000-20 000 заказов в день, а в первую неделю войны — всего 7% от этого количества. Стагнация рынка сохранялась почти до середины марта, когда продавцы начали активно возобновлять работу. В конце марта интернет-магазины смогли выйти на уровень 8000 продаж в день. Постепенный рост продолжался в течение всего апреля. К концу месяца магазины ежесуточно обрабатывали уже 12 000 заказов.

Настоящий прорыв произошел в мае, когда через три недели продавцы закрепились на уровне 85% от показателей довоенного времени. Если динамика сохранится, то уже в июле магазины достигнут показателей, имевшихся в мирный период февраля. Это отличный результат, учитывая, что война до сих пор продолжается, а начинать пришлось почти с нуля. Однако для полного обновления интернет-магазинам еще нужно время. При нормальных мирных условиях объем заказов весной должен быть намного выше, чем в феврале, из-за сезонности товаров.

Развитие интернет-магазинов в условиях войны

Для части предпринимателей развитие бизнеса стало условием выживания во время войны. Падение спроса и доходов вынудило интернет-магазины искать новые аудитории покупателей. Многие обратили внимание на рынок Польши из-за его развитости и территориальной близости к Украине. Украинские продавцы и раньше выходили на польский рынок, но теперь заинтересовались им массово.

Магазины с ограниченными возможностями продают товары за границу с помощью международной доставки, а те, кто имеет больший бюджет — официально регистрируют бизнес в Польше и арендуют склад. В первом случае покупателями становятся в основном украинцы, выехавшие за границу, во втором — все жители Польши. Впрочем, каждый из этих вариантов приносит пользу, как предпринимателям, так и Украине в целом, благодаря росту экспорта.

В целом украинский e-commerce проявил себя лучше. Бизнес довольно быстро адаптировался к сложным условиям военного времени и начал постепенно работать на восстановление. Впереди у нас еще много работы, но можно уверенно сказать, что мы справимся.

Источник — НВ 

Читайте также — 

Адаптация продолжается: охват интернет-магазинов за май 2022 года увеличился, Rozetka попала в топ-5 сайтов UAnet


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка