Евгений Иваница, JYSK Украина: Планируем довести количество магазинов JYSK в Украине до конца следующего года до 100
Сountry Director JYSK Украина о расширении сети и увеличении прибыли во время войны, конкуренции с другими игроками и планах на следующий год.
После полного выхода из России в марте 2022 года JYSK увеличивает присутствие в Украине. В настоящее время сеть насчитывает 90 магазинов, что больше, чем в других постсоветских странах вместе взятых. Выручка JYSK Украина выросла на 37% в 2022 году – до 4,8 млрд грн, согласно исследованию Forbes «200 лидеров украинской экономики». Прибыль составляет 1,1 млрд. грн. В интервью Forbes.ua Сountry Director JYSK Украина Евгений Иваница рассказал о факторах влияния на рост показателей сети. А также как повлияло отсутствие IKEA на рынке и многое другое. RAU предлагает основные тезисы.
О восстановлении во время войны
Сеть магазинов JYSK до большой войны насчитывала 85 магазинов, сейчас уже 90. С начала полномасштабного вторжения JYSK закрыл все магазины и не имел никаких четких планов, когда сможет возобновить их работу, поскольку продажи в Украине составляют лишь долю процента от оборота всей компании. А вот репутационные риски из-за возможной гибели людей были невероятно велики.
После продолжительных переговоров с датским менеджментом удалось убедить их открыть магазины в Ужгороде, чтобы помочь беженцам. Затем постепенно предлагали открыть другие магазины для работников, желающих работать.
Для разных регионов Украины было установлено несколько градаций условных зон риска: низкого, среднего и высокого. К примеру, в освобожденном Херсоне один объект сгорел, второй недостроен. Это зона высокого риска. Туда компания не входит. Не рискует ни покупателями, ни работниками.
Об основных показателях работы
Начиная с сентября 2022 года по всем месяцам фиксировался прирост продаж из года в год. Оборот составляет 4,8 млрд грн по сравнительным магазинам. По числу покупателей – прирост на 26%. Средний чек – 1044 грн., на одного покупателя приходится 3,1 единицы товара.
На один средний чек человек условно покупает свечу, батарейку и матрас. У нас есть 10 товарных групп: постельное белье, товары для ванной, матрасы, мебель, декор, текстиль, товары для окон, одеяла и подушки и сад. Наибольший прирост произошел в категории «садовая мебель». Летом 2022 года именно эта группа сильно обвалилась в продажах, потому что наибольший спрос был на юге страны. Но магазины в Мелитополе, Новой Каховке, Херсоне разбомбили или разворовали.
О факторах роста
Повлиял огромный поток внутренне перемещенных покупателей с востока и юга Украины, которым нужно было обустроиться на новом месте. Из-за обстрелов инфраструктуры увеличился спрос на свечи, батарейки, лампы. Это миллионы единиц товаров. Украинцам нужно было утеплиться, обеспечить освещение.
Дополнительно JYSK снизил маржинальность товаров, долго не меняя цены, чтобы товары были доступны, продавали товары в среднем и нижнем ценовом сегменте. Поскольку расчеты идут в гривнах, инфляция и девальвация также повлияли на рост выручки.
Также идет перестройка старых магазинов. Поскольку в сети есть концепты магазинов 2.0 и более свежий – 3.0. Перестройка одного магазина может стоить более 10 млн. грн. и уже 63% работают в новом формате.
О конкуренции с IKEA и Эпицентр
Влияние IKEA на украинский розничный рынок товаров для дома было минимальным. Она не занимала значительной доли украинского рынка: по цифрам выручки они не были видны.
Мы не делим рынок с Эпицентр, потому что работаем в разных сегментах. У нас только пересекаются товары с отдельными отделами и на этом все. Это просто несравнимые обороты. Разница не в разы, а в порядки. Мы относительно небольшая компания на рынке Украины и наша доля по сравнению с Эпицентр настолько мала, что ее даже не замеряли.
В нашем формате 1000 кв. м, с таким ассортиментным наполнением и ценовым сегментом, с такой концепцией никого нет. Мы предлагаем комплексные интерьерные решения для потребителя, где декор, текстиль, мебель дополняют друг друга.
О работе с персоналом
Из полного штата 811 человек 45 находятся в армии. Это 10% от мужского состава команды. Среди тех, кто служит есть и девушки. Два человека погибли. Продолжаем платить полный оклад всем находящимся в армии работникам. Недостаточное количество мужчин в команде оказывает сильное влияние на бизнес. Зачастую не хватает мужских рук, чтобы выполнять работу. Текучесть персонала в прошлом финансовом году составляла 20%. Если взять показатели ритейла по Украине, это низкий уровень. Наименьшая текучесть – в центральных и северных областях Украины.
О развитии онлайн- и офлайн-торговли
В последние годы e-commerce прирастал к офлайну опережающими темпами. Если оценивать онлайн по тому, что человек сделал заказ в интернете, 16-20% украинцев заказывают товар JYSK онлайн. Цифра очень варьируется в зависимости от способа заказа.
Кризис на западной границе, где находятся в очереди более 200 грузовиков, оказывает влияние на реализацию планов компании. До конца года должен открыться магазин в Гостомеле. В то же время, открытие двух магазинов в Киеве, которые планировали к Новому году, скорее всего, вынужденно перенесли на январь-февраль 2024 года. Суммарно за этот финансовый год мы планировали открыть 12 новых магазинов и перестроить по концепту 3.0 еще 10 магазинов. Планируем довести количество магазинов JYSK в Украине к концу следующего года до 100.