СЕО Zakaz.ua: Мы не прибыльны, бизнес может окупаться только на эффекте масштаба
Генеральный директор сервиса доставки продуктов Zakaz.ua о создании компании, ее бизнес-процессах и источниках доходов, сроках выхода на самоокупаемость и дальнейших планах развития.
Украинский рынок доставки продуктов находится на раннем этапе развития. Большинство украинских FMCG-ритейлеров ранее не уделяли должного внимания развитию онлайн-продаж. С началом эпидемии коронавируса и введением карантина в Украине ситуация кардинально изменилась. Собственный e-commerce запустили как лидеры отрасли (сети АТБ и Сільпо), так и ритейлеры поменьше. Таким образом COVID-19 значительно ускорил темпы роста рынка доставки продуктов, единственным крупным игроком которого до недавнего времени был сервис Zakaz.ua. В интервью изданию The Page генеральный директор Zakaz.ua Андрей Курский рассказал о темпах роста заказов в период карантина, прибыли компании, ее инвесторах, а также о том, что ждет рынок в ближайшие пять лет. Портал RAU публикует главное из материала.
О создании компании и первых партнерах
Проект стартовал в 2010 году. Тогда группа программистов-энтузиастов создала ІТ-продукт для онлайн-продажи товаров торговыми сетями. На тот момент e-commerce существовал в нишах бытовой техники, косметики, книг, но не продуктов.
Изначально сети не проявляли особого интереса, потому что привыкли работать в традиционном офлайн-формате и торговать продуктами в интернете было для них в новинку.
Поэтому в 2014-15 годах компания начала заявлять о себе, в том числе как операционная. Мы уже могли собирать товары на полках в магазине и доставлять их конечному потребителю.
Первыми нашими партнерами были Novus, Фуршет и даже рынок Столичный, который находится на Кольцевой дороге, позже подключились Metro, Ашан, МегаМаркет и Таврия В. На данный момент Zakaz.ua работает с шестью ритейл-партнерами в восьми городах Украины.
О бизнес-процессах и источниках доходов
У нас есть два основных источника доходов. Первый – комиссия от ритейлеров за то, что мы как оптовый покупатель берем у них продукты и другие товары повседневного спроса. Второй – стоимость доставки, которую оплачивает клиент.
Чтобы обеспечить работу, в первую очередь нужно желание торговых сетей. У партнера должна быть возможность предоставить нам в пользование зону на своих торговых площадях. Мы ведь не только собираем товар с полок магазина, но и размещаем там наше оборудование, имеем отдельные кассовые зоны и прочее. Своих складов у нас нет.
Самая сложная задача — договориться и продать сервис. Но с каждой новой сетью у нас все меньше и меньше проблем.
И сейчас желающих подключиться к нам даже больше, чем мы это можем сделать одномоментно.
О росте продаж в период карантина
После начала карантина спрос вырос многократно. Наблюдаем это во всех городах, в которых работаем, особенно в миллионниках. В апреле количество заказов выросло на 74,5% в сравнении с докарантинным периодом. Все это время мы наращивали наши операционные возможности, набирали новых сборщиков и курьеров, а также увеличивали сервисные мощности.
Надеемся, что после завершения карантина спрос существенно не упадет, потому что люди оценят преимущества заказа продуктов онлайн и будут пользоваться услугами далее.
Во всем мире онлайн-бизнес очень быстро развивается. Однако в Украине доля онлайн фуд-ритейла менее 1%, а общая доля e-commerce составляет 5-6% (в развитых странах этот показатель 25-30%). То есть нам есть еще куда расти, и на рынке достаточно ниш, которые можно занять.
Могу предположить, что рост будет кратным. За последний год мы выросли в два раза, а что касается нашего сегмента, то в пятилетней перспективе он вырастет в 5-10 раз.
Об окупаемости компании и дальнейшем развитии
Проект не является прибыльным — тех денег, которые мы зарабатываем, не хватает для развития проекта. Мы получаем инвестиции для этого от внешних инвесторов, в частности от инвестиционного фонда CIG.
Стоит также отметить, что наша компания нацелена на рост капитализации, и сейчас мы в первую очередь инвестируем в IT-продукты и в операционные процессы. По нашим оценкам, мы должны выйти в операционный ноль в среднесрочной перспективе.
Какой-то период времени Zakaz.ua работал на своих деньгах, но это не позволяло нам развиваться. Этот бизнес может окупаться только на эффекте масштаба, поэтому текущее развитие возможно только за счет внешних вливаний.
Нам предстоит перестраивать операционную модель работы вместе с нашими ритейл-партнерами. Сейчас ритейлеры привозят товары в свои супермаркеты, раскладывают их по полкам, а наши сборщики, как обычные покупатели, их забирают. Хорошо было бы работать из каких-то распределительных центров или darkstore, где специально под нас была бы паллетная выкладка и мы бы не пересекались с клиентами.
По материалам: The Page
Читайте также —
Zakaz.ua: какие товары чаще всего заказывают в супермаркетах Украины (инфографика)