СЕО сетей Наш Край и SPAR: Наш товарооборот в 2019-м превысил 5 млрд грн

СЕО сетей Наш Край и SPAR: Наш товарооборот в 2019-м превысил 5 млрд грн

19.02.2020 08:15
  1013
Виктор Нагорский

Генеральный директор сетей Наш Край и SPAR Виктор Мольченко о масштабировании бизнеса, росте товарооборота и среднего чека, размере инвестиций в открытие и обновление магазинов, а также о дальнейших планах развития брендов в Украине.

Читайте українською

Инвестиционная компания Volwest Group, которая развивает в Украине сети продуктовых магазинов Наш Край и SPAR, является одним из крупнейших игроков FMCG-ритейла в Украине. Свой первый магазин под брендом Наш Край она открыла еще в 2001 году. В 2004-м запустила дебютный торговый объект на условиях франчайзинга, а в 2017-м начала развивать в стране международный бренд SPAR. Сейчас Volwest Group — единственный в Украине крупный игрок продуктовой розницы, который избрал для развития торговой сети франчайзинговую модель и успешно масштабирует бизнес. О том, с какими результатами компания завершила 2019 год и как планирует развиваться дальше в интервью RAU рассказал генеральный директор сетей Наш Край и SPAR Виктор Мольченко.

Рост продаж

— Расскажите о результатах работы компании в 2019 году? На сколько в процентах выросли товарообороты сетей Наш Край и Spar в Украине?

— Последние два года мы интенсивно развивались и открывали новые магазины под брендами Наш Край и SPAR. В 2019-м финишировали в тройке лидеров в Украине по количеству открытых торговых точек: с учетом магазинов, которые прошли ребрендинг, мы открыли 56 новых объектов. В том числе благодаря активному расширению сети растет и наш товарооборот. В прошлом году общая сумма продаж в сетях Наш Край и Spar превысила 5,05 млрд грн. Этот показатель на треть (33%) больше, чем товарооборот сетей в 2018 году.

— Как в прошлом году росли в процентном соотношении и абсолютных цифрах другие ключевые показатели магазинов: средний чек, количество чеков и т.д.?

— Средний чек трудно оценивать в гривнах, так как у нас разные магазины в различных форматах, и расположены в 21 регионе страны. Поэтому для нас логичнее анализировать прирост среднего чека. Хочу отметить, что средний чек вырос во всех форматах без исключения на уровне 15-21% в зависимости от формата. Наибольшим был рост в сегменте «магазинов у дома», который мы активно развиваем.

Что касается количества чеков like for like, то если не учитывать новые магазины, прирост составил 5,2%.

Приятно, что растут как собственные магазины, так и магазины франчайзинговых партнеров. Это свидетельствует о том, что мы открываем для них действительно успешный бизнес.

— В каких регионах присутствия магазины сети демонстрируют лучшие результаты? В каких вы бы хотели улучшить свои показатели?

— Традиционно самые успешные проекты работают в Западной Украине — на Волыни, в Ровенской и Ивано-Франковской областях. В то же время, их уже догоняют центральные регионы страны — Полтавская, Винницкая, Сумская, Днепропетровская области.

— В прошлом году компания открыла 56 магазинов. Все ли эти точки открывались по франшизе, или также были собственные? Сколько торговых точек объединяет компания?

— Все торговые объекты, которые были открыты в 2019 году, работают на условиях франчайзинга SPAR и Наш Край. Если говорить о сети в целом, то общее количество магазинов под указанными брендами составляет 278 торговых точек, из которых 29 — наши собственные.

Преимущества франшизы

— Расскажите подробнее об условиях открытия магазинов Наш Край и Spar по франшизе. В чем преимущества сотрудничества?

Сотрудничество по франчайзингу — это готовая проверенная модель бизнеса, которая эффективно работает. Открывая магазин под ТМ Наш Край или SPAR — вы не платите паушальных вступительных взносов или рекламных сборов.

Основное требование — это наличие собственного или арендованного помещения с торговой площадью от 60 кв. м в густонаселенных районах или на оживленных транспортных развязках.

Преимущества сотрудничества, которые получает франчайзи: известный бренд, эффективный стартап, технологии собственного производства, удобный программный продукт, собственный учебный центр, высокомаржинальный ассортимент собственной торговой марки, и главное — выгодные условия сотрудничества с компаниями — поставщиками товаров, оборудования и услуг.

— Какие в среднем инвестиции в расчете на квадратный метр необходимы для запуска магазина, срок окупаемости?

— Инвестиции в открытие магазинов Наш Край в среднем составляют 300-400 евро/кв. м, в SPAR чуть больше — от 400 до 600 евро/кв. м. Срок окупаемости вложений — от 6-ти месяцев. При этом ежемесячное роялти при открытии торговой точки Наш Край составляет 77 грн/кв. м торговой площади, а при открытии SPAR — от 2 до 3 евро/кв. м в зависимости от формата.

— Что в результате партнерства получает франчайзер, а что — франчайзи?

— В результате партнерства мы, как франчайзер, получаем дополнительную торговую точку, а чем больше сеть, тем более выгодные условия сотрудничества мы можем обсуждать с поставщиками, что соответственно будет выгодно как франчайзеру, так и нашим франчайзи.

— В 2018 году компания начала развивать обратный франчайзинг. Пользуется ли популярностью эта модель? В чем ее преимущества и какая доля партнеров ее использует?

— Мы и дальше продолжаем тестировать эту модель. Она требует тщательной проработки всех деталей. Мы видим в ней большую перспективу, но говорить о конкретных результатах пока рано.

Смена тенденций, стабильность игроков

— По вашим наблюдениям, какие тенденции актуальны на украинском рынке продуктового ритейла? Есть ли тренд к его консолидации, или наоборот, на рынке появляется все больше новых игроков?

— На рынке становится теснее, но за счет роста и увеличения количества уже действующих игроков. Относительно новые проекты демонстрируют технологичность и четкое форматирование, но они единичны.

Очень трудно стало работать и генерировать доход операторам со средними показателями количества торговых точек, которые ничего не меняют в процессах.

Это может привести к процессам поглощения среднего эшелона более мощными игроками. Это стабильная тенденция на рынке.

— Как меняется потребительское поведение украинцев? Растет ли их интерес к собственным торговым маркам и какая доля СТМ в вашем обороте?

— Наши покупатели негативно реагируют на различные изменения в курсах валют, их «нервирует» политическая нестабильность. Доля собственных торговых марок и собственного импорта у нас составляет 8%. Мы это называем «индекс независимости».

— Ваш прогноз, с какой динамикой будет расти украинская продуктовая розница в 2020-м и в последующие годы? Как будет развиваться рынок и какие форматы будут успешными?

— Рынок прогнозируемо вырастет на 3-5%. В первую очередь будут и впредь активно развиваться форматы «магазин у дома» и «экспресс». У них большое будущее за счет сбалансированности расходов и доходов. Это мировой тренд.

— Как считаете, можно ли ожидать экспансии в Украину крупных международных игроков?

— В краткосрочной перспективе международные сети не планируют работать в нашей стране. Но при положительных экономических и политических трендах, мощные мировые игроки ритейл-рынка не будут медлить с экспансией.

Больше форматов и новые магазины

— Несколько лет назад компания внедрила новый формат магазинов Наш Край 3.0. Сколько с тех пор магазинов сети было обновлено в этот формат? Какие инвестиции необходимы для обновления?

— Уже внедрили формат 3.0 в восьми торговых точках. Кроме того, все новые торговые объекты открываются согласно бренд-буку, который фиксирует именно этот формат. Мы постоянно его совершенствуем, но основные принципы, которые мы закладывали в него, остаются неизменными.

Чтобы обновить магазин, необходимо вложить от 2000 до 5000 грн на квадратный метр в зависимости от состояния помещения, оборудования и «глубины» обновления.

— Какие планы по развитию торговой сети на 2020 год? Сколько торговых точек планируете открыть в этом году? В каких регионах страны видите наибольшие перспективы для развития?

— В наших планах на 2020 год в дальнейшем удерживать лидирующие позиции на рынке франчайзинга в сфере ритейла, открывая успешные магазины для наших партнеров. По нашим подсчетам в этом году их количество должно вырасти еще на 60 торговых точек. Также, усиливаем собственную сеть путем рестайлинга и ребрендинга, помогаем изменять действующие магазины своим партнерам.

Касательно перспективных регионов, то хочу отметить, что значительную положительную динамику показывают все регионы Украины, но существуют большие различия в форматах, которые стоит развивать в каждом из них.

— Какие стратегические планы компании в ближайшие 3-5 лет? В каком направлении будете двигаться, на каких аспектах бизнеса сконцентрируетесь?

— Расширение франчайзинговой сети остается основным вектором нашей стратегии. Будем продолжать развивать бренды Наш Край и SPAR в сотрудничестве с крупнейшей в мире сетью SPAR International.

Также планируем развивать перспективные форматы SPAR City, SPAR to Go и SPAR Caffe. Внедрять новейшие технологии в энергосбережении и быть социально-ответственным бизнесом.

Еще одной важной для нас задачей является развитие собственного дистрибьюторского центра для наших партнеров и собственных торговых точек.

Читайте также — 

Виктор Корсак, Volwest Group: Когда зайдут западные операторы, конкуренция будет страшная


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка