Не время для гигантов: почему Ашан, Fozzy, Varus ищут новую жизнь в минимаркетах

Не время для гигантов: почему Ашан, Fozzy, Varus ищут новую жизнь в минимаркетах

05.01.2022 08:15
  1180
Костянтин Симоненко

В конце 2020 Ашан начал открывать в Украине минимаркеты в формате Pick Up Point. В малые форматы пошли и другие игроки: Varus, Таврия В, Fozzy Group открывают минимаркеты или магазины у дома.

Читайте українською

Как пишет издание Forbes Украина, сети овладевают новыми форматами, чтобы не остаться на обочине прогресса. По данным консалтинговой компании GT Partners, в 2020 году количество небольших торговых точек выросло в Украине почти на 19%, до 3206. Количество гипермаркетов за то же время сократилось на 1%, супермаркетов – выросло на 4%.

Идеальный шторм для крупноформатного ритейла

Магазины у дома и минимаркеты оказались особенно востребованы во время локдаунов. Покупатели пытаются тратить на покупки меньше времени и выбирают торговые точки, где это можно сделать быстрее, говорит исполнительный директор Varus Наталья Азюковская. По ее словам, украинцы перестали воспринимать поход в супермаркет как развлечение. Это рутина, которую пытаются избавиться как можно быстрее. «Раньше мы рассчитывали количество касс и тележек, учитывая, что человек проводил в супермаркете как минимум час, – объясняет Азюковская. – Сейчас клиент стремится проводить в супермаркете не больше 15 минут».

На рынок ритейла вышли совсем новые игроки. В середине 2021 службы доставки Glovo и Bazar запустили в Киеве свои dark stores. Они рассчитывают на то, что украинцы привыкают покупать онлайн и делать это все чаще. По данным PwC, в 2020 году 14% потребителей увеличили закупки через интернет.

Ритейлеры рассказали, где ищут тихую гавань.

Исполнительный директор Varus Наталья Азюковская
  • 111 магазинов площадью 300–2000 кв. м, выторг за 2020 год – 12,9 млрд грн

Гипермаркеты – это прошлое. Посмотрите на мир: Small is beautiful. Французский Ашан и британский Tesco формат «гипер» больше не развивают. Супермаркеты тоже становятся компактнее. Если раньше торговый зал супермаркета был в среднем 3000 кв. м, то сейчас – 1700 кв. м. Мы не планируем открывать такие крупные торговые точки, как раньше.

Объекты площадью от 2000 кв. м приносят три чека на квадратный метр в сутки. Магазин на 300 кв. м – 10 чеков на квадратный метр. Малые магазины могут иметь более высокую маржу, потому что клиент готов платить больше за товар, который находится рядом с домом.

Продуктовых магазинов в Украине меньше, чем в Польше, но достаточно, чтобы покрыть спрос. Прошло время, когда ниша офлайн была настолько пуста, что эффективность не имела значения.

В пандемию мы начали развивать новый формат – магазины на 300–500 кв. м. А в 2020-м – площадки to go, небольшие магазины площадью 50 кв. м в местах с большой проходимостью. В 2022 году запустим маленькие магазины возле дома, площадью до 150 метров, куда можно спуститься в тапочках и купить набор продуктов, нужных прямо сейчас. К середине следующего лета мы рассчитываем открыть около 100 магазинов небольших форматов.

Классическая большая розница может вытеснить конкурентов, открывая небольшие форматы. Они обладают большой закупочной силой, маркетинговыми рычагами и бонусами от поставщиков. Еще пять лет назад на рынке drogerie-сетей были мелкие магазины бытовой химии. Теперь там только три игрока и региональные сети.

СЕО Metro Ukraine Елена Вдовиченко
  • 26 центров и магазинов оптовой торговли площадью 7000– 10 000 кв. м, выторг за 2020 год – 21,4 млрд грн

Магазины Metro Cash & Carry есть во всех основных городах-миллионниках. И мы пока не собираемся открывать торговые точки больших форматов. Чтобы конкурировать с магазинами у дома, активно развиваем e-commerce. Омникальность позволит нарастить долю рынка, не открывая торговых центров. Украинцы хорошо реагируют на эту модель. За последние два года доля e-commerce выросла у нас с 3% до 10%. Для сравнения: в целом на рынке доля онлайн-продаж – 1,5%. И мы видим положительный тренд. За несколько лет она может возрасти до 5%. Этого мало, чтобы полностью переходить в интернет, поэтому гибридная модель, офлайн плюс онлайн, останется на ближайшие 10 лет.

Развиваем собственные торговые марки. Их доля достигает 17%. До 2026 планируем довести ее до 24–25%. Это продукты из соседних государств и Западной Европы. Для любого ритейлера такие товары – большая прибыльность. Маржа не делится на поставщиков, нет расходов на рекламу. В Украине этот рынок, по сравнению с Западной Европой и США, все еще активно развивается. Он будет расти двузначными цифрами.

В dark stores ограничено количество товара. Мы не будем играть в последнюю милю, где важно время заказа. Будем отталкиваться от ассортимента с фокусом на собственные марки и потребности покупателя.

Открывая малые форматы в местах, где не хватает крупных торговых помещений, сети увеличивают свою узнаваемость и лояльность аудитории. Таким образом, крупные игроки становятся более гибкими и к тому же решают проблему с дефицитными помещениями стандартного для них формата.

Источник: Forbes.ua

Читайте также —

Все великое начинается с малого: топ-15 самых динамичных минимаркетов и «магазинов у дома» Украины


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка