В сети и наяву: самые громкие переходы мировых и отечественных ритейлеров из онлайна в офлайн

В сети и наяву: самые громкие переходы мировых и отечественных ритейлеров из онлайна в офлайн

26.07.2021 08:30
  642
Дарія Осіїк

Amazon, JD, Alibaba, Google, Rozetka, Make Up, Kasta и другие характерные переходы крупных интернет-ритейлеров в «реальный мир» с открытием физических магазинов.

Читати українською

Онлайн-коммерция сейчас переживает бурный рост — совершать покупки через Всемирную паутину начали даже самые ярые «офлайнеры», поэтому иметь свой интернет-магазин для сетевых игроков — это уже обязательное условие для дальнейшего успешного развития. Большое количество успешных онлайн-ритейлеров, несмотря на свой невероятный взлет, не останавливаются на достигнутом и продолжают привлекать новых клиентов через собственные сети традиционных кирпичных магазинов. RAU проанализировал самые успешные мировые и отечественные примеры перехода онлайн-магазинов в формат традиционной розничной торговли.

Опыт мировых онлайн гигантов в офлайн-торговли

Alibaba

Освоение традиционной розницы компания Alibaba Group начала еще в 2016 году, открыв первые шесть магазинов сети Hema Fresh. В 2017-м их уже было 18, а к середине 2019-го в состав сети уже входило более 150 торговых точек, которые находились в крупных городах Китая и обслуживали более 20 млн потребителей.

Концепция сети Hema Fresh заключается в объединении под одной вывеской высокотехнологичного круглосуточного супермаркета, рынка свежих продуктов, ресторана и склада с доставкой онлайн-заказов. Магазины Hema обычно располагаются в крупных торговых центрах. Существует несколько форматов Hema: большие, занимающие в среднем от 4000 до 10000 кв. м, средние — от 2000 кв. м, и малые (магазины шаговой доступности) — от 800 кв. м. В 2019-м первый магазин Hema Fresh открылся за пределами Китая — в ТРЦ Intu Xanadu в Мадриде. К 2022 году онлайн-ритейлер планирует расширить свою физическую сеть до 2000 магазинов.

В начале 2018 года Alibaba также открыл в Ханчжоу магазин-кафе без персонала Tao Café площадью 200 кв. м. В магазине, который может одновременно принимать до 50-ти покупателей, предлагаются промаркированные QR-кодами упакованные напитки, фаст-фуд и закуски. Для входа в магазин и оплаты покупок необходим смартфон с установленным на нем мобильным приложением Taobao (淘 宝; китайское название Alibaba). А в мае 2019-го Alibaba также запустил «беспилотный» винный магазин в Гонконге, который торгует алкогольными брендами с сайта Taobao. Кроме витрин с бутылками вина, магазин оборудован множеством сенсорных экранов, где можно найти желаемую марку и изучить ее характеристики и состав. В июне того же года такой же магазин открылся в Ханчжоу. Таким образом онлайн-ритейлер не только популяризирует платежную систему Alipay как обязательный способ оплаты в своих магазинах, но и продает продукцию из своего интернет-ассортимента.

А в 2020 году Alibaba анонсировала инвестирования в размере $3,6 млрд в компанию Sun Art, которая управляет сетью из 484 гипермаркетов в Китае под брендами Auchan и RT-Mart. Основатель Alibaba Джек Ма так объяснял происходящее: «Эра чистой электронной коммерции прошла, в ближайшие 10-20 лет электронной торговли уже не будет, останется только новая розничная торговля, которая представляет собой слияние офлайн-, онлайн-ритейла и логистики».

JD

Известный китайский онлайн-ритейлер Jingdong Mall (JD.com), обладающий 400 складами, 6000 пунктами доставки и 2500 станциями приема заказов по всему Китаю, развивает физическую сеть с помощью франшизы. Еще в апреле 2017 году основатель компании Лю Цян-дун заявил, что к 2022 году откроет миллион магазинов по всей стране, половина из которых будет в сельской местности.

Интернет-компания работает с владельцами магазинов путем предоставления им франшизы. Jingdong Mall проверяет квалификацию владельца магазина, подписывает с ним договор, после чего приступает к его обучению. После завершения обучения владелец начинает работать под брендом JD и торгует товарами, которые прошли проверку главной компании. Поставку товаров в магазин берет на себя JD. Владельцу магазина не нужно платить Jingdong за франшизу, обучение и последующее управление магазином. Он несет расходы на аренду и оформление магазина, закупку товаров и прочее. Единственное требование к магазину — гарантия качества продаваемых товаров. JD предлагает магазинам два варианта сотрудничества: 100% поставок со складов Jingdong, за логистику и распределение товаров полностью отвечает компания; часть товаров доставляется из JD, часть — из других каналов поставки.

Amazon

В 2016 году онлайн-гигант Amazon открыл свои первые продуктовые онлайн-магазины без касс и продавцов Amazon Go. Чуть позже появился подобный офлайн-проект Amazon Books. А в сентябре 2018-го Amazon начал развивать собственную сеть розничных магазинов без продавцов Amazon 4-star.

Главная идея этого проекта — собрать на витрине популярные товары из интернет-каталога маркетплейса. В магазине продаются только товары, рейтинг которых у покупателей не ниже 4 звезд (из 5). Средняя оценка всех представленных товаров в Amazon 4-star — 4,4 звезды. Таким образом Amazon пытается связать сайт с магазином, чтобы сделать покупки более привычными и комфортными. На полках физических магазинов ритейлера можно найти и товары собственной торговой марки — Amazon Basics. В общем само продвижение СТМ стало одной из главных причин открытия традиционных магазинов для онлайн-гиганта.

Google

Этим летом свой первый физический магазин откроет и Google. Об открытии физического Google Store в Нью-Йорке компания объявила в своем блоге.

Новый магазин будет расположен в районе Челси на Манхэттене, как часть кампуса Google (там же находится и штаб-квартира компании в Нью-Йорке). В Google Store будут выставляться и продаваться различные товары Google: телефоны Pixel, устройства умного дома Nest, трекеры Fitbit, книги Pixelbook и многое другое. Также магазин будет работать и на выдачу товаров, заказанных в интернет-магазине Google.

Украинский опыт миграций онлайн-ритейлеров в физический розницу

Rozetka

Первую офлайн-точку Rozetka открыла еще в далеком 2007 году, через полтора года после старта проекта. Но это, скорее был только пункт выдачи заказов. К концу 2017-го у крупнейшего интернет-магазина страны работали два объекта в Киеве: на улице Ярославской и на проспекте Степана Бандеры. Точка на Петровке имеет площадь около 4000 кв. м и ассортимент около 20 000 SKU.

В 2018 году Rozetka начала открывать точки выдачи интернет-заказов с торговым залом. Первый торговый объект был открыт в ТЦ Шоколад на площади в 400 кв. м, 200 из которых занимал склад.

В октябре 2020-го онлайн-ритейлер объявил о запуске франшизы услуги выдачи заказов. За неделю компания получила более 300 заявок. В июне этого года компания отметила свое 16-летие открытием 110-й точки выдачи. Но на этом крупнейший украинский маркетплейс не остановился, и продолжил активно расширять свою розничную сеть. К началу июля Rozetka открыла еще 11 точек выдачи, большинство из которых расположены в столице. Также новые точки выдачи появились во Львове, Сумах, Ивано-Франковске, Черкассах и Харькове. В общем владелец Rozetka Владислав Чечеткин оценивает емкость рынка в 1000 точек.

MakeUp

Самый свежий в Украине пример выхода в офлайн классического e-commerce-игрока — парфюмерно-косметический ритейлер MakeUp. В прошлом году компания открыла свой первый физический магазин в столичном ТРЦ Атмосфера. Общая площадь магазина составила около 260 кв. м, а площадь торгового зала — более 230 кв. м.

Здесь компания воплотила концепт шоу-рума, представив те продукты и бренды, которые клиенту желательно увидеть и попробовать перед покупкой. В частности, ведущие торговые марки luxury-сегмента, нишевую парфюмерию, интересные и редкие бренды косметики по уходу за лицом, волосами и телом. Сейчас компания работает над подобным проектом в Европейском союзе, и в скором времени планирует открытие шоу-рума MakeUp в столице Польши Варшаве.

Kasta

В октябре 2018 года после ренейминга (modnaKasta стала просто Kasta) и перехода с бизнес-модели Flash sales на модель каталога с наличием постоянного ассортимента Kasta.ua выделила сеть региональных отделений в отдельный сервис доставки посылок и обслуживание клиенцив рынка e-commerce, что позволяет удешевить услугу доставки товаров для клиентов компании.

В прошлом году Kasta совместно с Укрпошта запустили кобрендинговый проект по открытию почтовых отделений. В кобрендинговых почтовых отделениях Укрпошта и Kasta установлены примерочные, где клиенты могут проверить, подходят ли им заказанные товары на kasta.ua. Это позволяет быстро масштабировать модель работы. В конце 2020-го онлайн-ритейлер имел 135 локаций в 75-ти городах, из которых несколько десятков — кобрендинговых. В этом году Kasta планирует открыть еще как минимум несколько сотен таких отделений.

Yakaboo

В октябре 2019 года интернет-магазин Yakaboo открыл свой первый офлайн-книжный магазин на территории Главпочтамта по адресу ул. Крещатик, 22, созданный к 15-летию компании.

В магазине можно приобрести топы продаж и новинки Yakaboo, а также удобно забрать свой заказ с сайта yakaboo.ua в центре города. В зале установлен монитор с доступом к сайту yakaboo.ua, где все желающие могут проверить наличие товара, больше узнать о нем, и сразу же сделать заказ на месте, в случае необходимости обратившись к консультантам.

Читайте также —

Супермаркет у моря: обзор региональных торговых сетей юга Украины


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка