Показатели Mondelez в Украине за год выросли на 20%
Основная часть продаж снековой и кондитерской продукции пришлась на сетевую розницу, чья доля в общем объеме реализации составляет примерно 80%.
Регион Восточной Европы стал в прошлом году одним из наиболее динамичных рынков для развития компании, а украинское подразделение показало лучшие результаты в этом регионе, прибавив сразу 20%. В частности, в категории плиточного шоколада бренд Milka показал прирост на 40%. В результате, по словам Андрея Самусенко, генерального директора Mondelez Украина, его подразделение вошло в тройку лучших из 13-ти бизнес-юнитов международной компании.
Во многом этому способствовало развитие современной розницы.
«По нашим товарным категориям на сетевую розницу приходится примерно 80% продаж, а на другие торговые точки – 20%. В 2012 году этот показатель не превышал 70%. Разумеется, есть категории товаров, где данное соотношение между современной и традиционной розницей существенно отличается. Где-то может быть 10 на 90 или 40 на 60», – рассказал топ-менеджер.
По мнению Андрея Самусенко, максимальный показатель реализации продукции в Украине через современные магазины может достичь 85%, хотя в развитых странах он порою составляет и 95%. Большего пока невозможно достичь в силу географии нашей страны. Как скоро это случится, зависит от двух ключевых факторов.
Первый – это потребители. Если в столице уровень продаж через сетевую розницу уже давно перевалил за 80%, то в глубинке многие продолжают ходить за покупками в магазинчики и киоски своих знакомых или родственников по соседству. Но более комфортные условия совершения покупки и расширенный ассортимент могут изменить их привычки.
«Даже в Киеве можно наблюдать, как закрываются отдельные точки после того, как неподалеку открывается сетевой крупный современный магазин», – поясняет Андрей Самусенко.
Второй фактор – стоимость логистики и затрат на содержание торговой точки. Ведь одно дело открыть супермаркет в Киеве и совсем другое – в райцентре.
Кроме того, именно затраты на логистику ограничивают степень проникновения сетевой розницы в регионы. Тем не менее, она развивается в полтора раза быстрее, чем традиционная торговля, а потому в ней смогут выжить только те, кто сможет минимизировать свои затраты на дистрибуцию.
«Если магазин продавал раньше на 1000 грн, а теперь только на 100 грн, то становится невыгодно везти туда продукцию», – говорит Андрей Самусенко.
В компании отмечают, что современная торговля, в том числе в Украине, меняется столь стремительно, что приходится пересматривать планы развития компании уже даже не раз в пятилетку, а раз в три года. В частности, за последние пять лет такие изменения проводились уже дважды.
В этом году в компании не прогнозируют столь мощного роста, сетуя на постепенное замедление развития рынка кондитерских изделий (в группах шоколада, бисквитных изделий и проч.). На значительное увеличение доли рынка также рассчитывать не приходится, так как рынок этих товаров очень конкурентный и его перераспределение между существующими игроками уже измеряется в пределах погрешности расчетов (от -0,3% до +0,8%).
В то же время весьма перспективным выглядит рынок снеков. Как показал отчет State of Snacking, где изучается роль снеков в удовлетворении потребностей современных покупателей, люди все чаще отдают предпочтение небольшим перекусам. Так 6 из 10 опрошенных выбирают небольшие перекусы в течение дня вместо основных приемов пищи. Среди миллениалов таких еще больше – 7 из 10-ти. И этот тренд продолжает набирать обороты.
Читайте также —
Тренды брендов: 8 советов по выживанию в современном мире ритейла