
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


С октября 2022 года в Украине начались массированные ракетные обстрелы энергетики и отключение света. Команда LOOQME решила исследовать, какой была медиаактивность крупнейших украинских e-commerce игроков, учитывая эти условия.
Для сравнения взяли наиболее посещаемые интернет-магазины техники и электроники согласно с рейтингом Retailers.ua: Rozetka, Aлло, Comfy, MOYO, Foxtrot, Citrus, Stylus, Eldorado, Elmir, Jabko. Аналитика охватывает период с 11 октября 2022 года по 2 марта 2023 года.
За период с 11 октября по 2 марта 2022 года рынок e-commerce охватил почти тысячу публикаций и получил чуть более трех миллионов потенциального охвата. Лидерами по числу публикаций стали магазины Алло, Rozetka и Foxtrot. Далее следуют Moyo, Eldorado, Citrus и другие. За потенциальным охватом MOYO и Stylus опережают Rozetka и Foxtrot. В основном из-за большей частоты публикаций на своих сайтах.
По пиковым периодам публикаций можно увидеть, что они росли именно после массированных волн ракетных ударов: 1, 11, 18 ноября, в период с 30 ноября по 2 декабря и 19 декабря.
Так, 1 ноября, после первых волн российских обстрелов Алло провели исследование и выявили увеличение спроса на генераторы и павербанки в сентябре-октябре 2022 года.
11 ноября, через месяц после активных еженедельных обстрелов, в ЛУН Місто запустили интерактивную карту учреждений с автономным питанием. С ее помощью можно проверить, какие заведения открыты, а также добавить информацию о работе кафе, магазина или сервиса. Ровно через неделю, 18 ноября, пережив очередную масштабную атаку, ЛУН повторно опубликовали карту с питанием.
Еще одним насыщенным периодом стали дни после Черной пятницы — в медиа подытожили спрос на товары. Он длился с 30 ноября по 2 декабря. Ожидаемо оказалось, что больше всего покупали генераторы, зарядные станции и павербанки.
19 декабря тоже стало одним из пиковых моментов. В Алло объявили, что превращают магазины на «Пункты несокрушимости». Компания установила генераторы в 45 своих магазинах по Украине.
В географических данных чаще всего фигурирует Киев. Меньше Киевская, Харьковская и Днепропетровская области.
Среди тематики упоминаний можно выделить три основных темы:
На тему «Продажи и реклама товаров» наибольшая часть публикаций в Stylus, Elmir и Jabko.ua – по 100%. То есть, эти магазины имели публикации только по данной теме. Далее следует Citrus с 84,3%. Алло стал лидером по количеству публикаций — их 268. Среди их топ-новостей: самые популярные товары месяца, рост спроса на генераторы, как выбрать нужный генератор. Интересно, что хотя Rozetka и не имеет в этой тематике большой доли упоминаний, ее новость об изменении покупательских привычек украинцев в течение года войны также вышла в топ.
В Foxtrot, Rozetka и MOYO половина всех публикаций была на тему изменений, адаптации и настройки работы в условиях отключений. Наибольшая доля у Foxtrot — 50,8%. У Rozetka – 48,5%, MOYO – 46%.
Так, Foxtrot еще после первых массированных обстрелов начал работать над энергонезависимостью своих точек выдачи. Мощные зарядные станции, генераторы (собственные или ТРЦ), лампы, фонари, системы спутникового интернета — все, что позволяло продолжать оказывать услуги клиентам. Тоже самое еще в ноябре сделала Rozetka. Даже при перебоях с электроснабжением можно было получить заказ, приобрести и оплатить необходимый товар картой или наличными.
Алло также переформатировали около 30 собственных точек. Кроме того, с начала полномасштабного вторжения они открыли четыре новых магазина и еще десять обновили.
Более того, бизнесы подстроились не только под новые реалии работы, но и под новые потребности клиента. Их магазины часто становились местами, где в любой момент можно было подзарядить гаджеты и поработать с доступом к wi-fi. Положительную роль здесь сыграла и вышеупомянутая интерактивная карта от ЛУН Місто.
Большая часть физических магазинов превратилась в полноценные «Пункты несокрушимости». Пик публикаций об этом приходится на 19 декабря, когда Алло выпустил релиз об установке генераторов в своих магазинах. Но в общей сложности наибольшую долю, а именно 40%, в этой тематике занимает Rozetka. Среди ее главных новостей история о пришедшей в магазин киевлянке накрутить котлет; анонс совместной с Visa инициативы по восстановлению жилья; а также – списки актуальных адресов, где можно зарядить телефон.
Чаще всего использовались такие общеупотребительные слова, как: «покупка», «ТРЦ», «город», «область», «новый», «система», «торговый» и т.д. Но более новые для медиаполя рынка слова, такие как «электрогенератор» и «электростанция» хотя и имели менее частое использование, быстро росли по своей употребляемости.
Также видим, что информационный поток и тренды задавали пять магазинов: Алло, MOYO, Stylus, Rozetka и Foxtrot.
Подытоживая, можно сказать, что украинские интернет-магазины техники и электроники смогли приспособиться к новым реалиям блекаутов. В течение осени-зимы 2022 и 2023 года они успешно переналадили свою работу к отключениям, а товары — к потребностям и запросам клиентов.
Важно также отметить, что владельцы оффлайн-магазинов взяли на себя еще и социальную роль и обустроили Пункты Несокрушимости. Зима позади, благодаря ВСУ и энергетикам все выстояли, а интернет-магазины сумели показать свою гибкость и силу.