
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Как развивается технология «беспилотных» магазинов, когда клиент сам выбирает и оплачивает товар без помощи продавцов, консультантов и кассиров за рубежом, в чем ее преимущества и недостатки, и способна ли она заменить традиционный формат розничной торговли.
На сайте New Retail опубликован экспертный материал о том, как развивается сегмент магазинов без кассиров, какие основные преимущества такого формата и в чем сложности реализации подобных проектов. RAU предлагает его адаптированную версию.
К 2025 году объем рынка IoT (интернет вещей) в розничной торговле может перешагнуть планку в $94 млрд, и большую долю рынка займут «умные» магазины. Одно из перспективных направлений – технологии, позволяющие совершать покупки без кассиров. Фактически, это новый уровень касс самообслуживания, развитие которого отчасти ускорилось из-за пандемии и стремления людей соблюдать социальную дистанцию. Система уже есть во всем мире: к примеру, работают Amazon Go и Grabango в США, Zippin в Бразилии.
Первый «умный» магазин без продавцов предложила компания Amazon, начав тестировать этот формат в Сиэтле в 2016 году. Продажи осуществляются через приложение от Amazon, в котором покупатель получает персональный QR-код для входа в магазин. Товары можно брать с полок и уносить с собой. Благодаря камерам с машинным зрением, нейросеть распознаёт поведение покупателей: система сама «видит», товар взяли, вернули обратно или поместили «в корзину», а главное, «понимает», кто его взял. В итоге, покупатель просто выходит из магазина через специальный турникет, система считает сумму и списывает со счета Amazon или с привязанной в приложении карты.
В январе 2018-го Amazon Go (так компания назвала «умные» магазины) открыли для массового потребителя, а осенью появилась информация, что компания намерена к 2021 году открыть 3000 таких точек. Однако в 2020 году сеть разрослась только до 26-ти магазинов в США.
В то же время стали подключаться и европейские ритейлеры: спортивная сеть Decathlon в Германии запустила кассу в смартфоне в 81-м магазине сети. Решение «Scan, pay, leave» в партнерстве с британским стартапом MishiPay продвигали и раньше во флагманах, но на всю страну запустили только сейчас. Причина — желание сократить контакты покупателей и кассиров в новых условиях. Кассы самообслуживания здесь не требуются.
Немецкий Kaufland (также присутствует в Польше и Чехии) позволил покупателям использовать как магазинные сканеры, так и смартфоны с установленным на них приложением. И если раньше в Европе система присутствовала только в крупных сетях, в условиях пост-пандемии почти все ритейлеры добавили решения по самообслуживанию.
Впрочем, не везде касса в смартфоне прижилась — в 2018 году Walmart запустил и вскоре свернул Scan&Go в своём приложении, так как покупатели в большинстве случаев не справились с новой механикой.
Сложности возникали со взвешиванием товаров, сканированием свежих фруктов и овощей. Также, в сети до сих пор значительная доля расчетов происходит наличными. Вместо мобильных технологий в Walmart решили продвигать сервис моментальной покупки с ассистентом: сотрудник в торговом зале сканирует товар, платежную карту клиента и выдает ему чек, тем самым исключая необходимость проходить через кассу. Но далеко не каждый ритейлер может себе позволить нанять персонал под такую задачу.
Исследование RBC Capital Markets демонстрирует, что «умный» формат, как у Amazon Go, должен быть на 50% прибыльнее традиционного. По мнению экспертов, экономятся средства на зарплатах, а освободившееся от касс место можно занять полками. Средняя сумма чека в магазине без продавцов в США – $10, а ежедневное число посетителей – 550 человек. Получается, что за год одна точка приносит около $1,5 млн, в то время как магазин в традиционном формате – примерно $1 млн. Правда в Amazon эти цифры никак не комментируют и реальную прибыль не раскрывают. Однако для открытия одного «умного» магазина требуется не меньше $1 млн только на аппаратное обеспечение (оценка Morgan Stanley).
Однозначно можно сказать, что перспективы у таких магазинов есть. Многие ритейлеры делают ставку на то, что с автоматизацией снизятся расходы на фонд оплаты труда, поскольку в зале останутся только консультанты. Уменьшаются затраты и на обслуживание кассовых аппаратов, платежных терминалов, инкассацию. Доходность самих магазинов может увеличиться благодаря сокращению очередей: сейчас 86% американцев отказываются от покупок, если приходится долго ждать обслуживания.
С помощью кассы в смартфоне покупатели не только экономят время, но и сразу видят итоговую сумму в процессе сбора корзины. Скидка пробивается моментально, а это повышает средний чек на 15%.
Вдобавок, если кассы самообслуживания были небезопасны в плане риска воровства (в Великобритании годовой ущерб от них оценили в 3,2 млрд фунтов стерлингов), то со Scan&Go и похожими системами защищенность выше. Камеры с машинным зрением могут отслеживать безопасность в магазине, а если их нет — устройства контроля выдаются охране и сотрудникам магазина.
Кроме того, «умные» магазины – это тренд, шаг в ногу с развивающейся цифровизацией, что тоже идет на пользу лояльности покупателей. Почти 70% опрошенных аналитическим агентством потребителей inReality сообщают, что выбирают современные магазины, где есть самообслуживание и возможность ознакомиться лично с продуктом.
Более того, одна из главных категорий потребителей сегодня – это поколение Z, которое неразрывно связано с гаджетами, ценит свое время и инновации. 80% из них ожидают, что оплата товаров должна занимать не более двух минут. И несмотря на то, что совершать покупки даже поколение Z хочет офлайн, оплачивать все больше людей надеются именно онлайн, а кассами самообслуживания и терминалами электронной очереди хотя бы раз воспользовались больше 40% потребителей.
Но несмотря на то, что аудитория готова к новым магазинам без кассиров, традиционный формат полностью они не заменят. Для бюджетных сетей расходы на внедрение технологии будут превышать потенциальную прибыль. Кроме того, для некоторых людей поход в магазин – элемент социализации.
Источник: New Retail
Читайте также —
Время перемен: как инновации меняют привычные форматы торговли