Как работают продуктовые ритейлеры в условиях рекордной жары и долговременных отключений электроэнергии

Как работают продуктовые ритейлеры в условиях рекордной жары и долговременных отключений электроэнергии

31.07.2024 09:00
  1425
Валерія Байда

Как в условиях рекордной летней жары и длительных отключений электроэнергии, продуктовые ритейлеры страны обеспечивают качество и безопасность пищевых продуктов, как контролируют работу генераторов в комендантское время и будет ли подорожание продуктов для конечных потребителей.

Летом 2024 года повторилось дежавю прошлого года: россия начала обстреливать энергетическую инфраструктуру Украины. Из-за этого в стране начались длительные отключения электроэнергии. К этому добавилась еще одна проблема: в этом году большая часть мира столкнулась с аномальной жарой и в Украине фиксировались исторические рекорды, иногда температура на улице достигала более +40°C. В таких условиях сверхсложно работать продуктовым сетям, ведь нужно обеспечивать надлежащую работу холодильников на распределительных центрах, складах, по дороге в супермаркеты и, непосредственно, на полках. RAU расспросила ведущих продуктовых ритейлеров – АТБ, Сільпо, Auchan Україна, Varus, Metro Україна, ЕКО Маркет и Файно маркет, как работают в условиях длительных отключений электроэнергии, сокращали ли ассортимент продукции и что будет с ценами из-за энергетического кризиса.

Как продуктовые сети обеспечивают точки генераторами и контролируют их работу в комендантский час

По состоянию на 17 июля 2024 года сеть АТБ насчитывает 1228 магазинов по стране и 1219 из них обеспечены стационарными дизельными электростанциями (ДЭС). Остальные по необходимости работают на передвижных генераторных станциях, которых у компании 15 единиц. Так что при отключениях магазины АТБ продолжают работу, но с ограничениями на включение некоторого оборудования. Холодильное оборудование и морозильники не отключаются. Также согласно законодательству с 22:00 до 8:00 в жилых застройках действует запрет на шум. Соблюдение тишины регулирует Закон України «Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення», запрещающий использование в ночное время, в частности, и «звуковідтворювальною апаратурою та іншими джерелами побутового шуму», к которым относятся ДЭС. И для обеспечения надлежащих условий хранения определенных товарных групп в ночное время, скоропортящиеся продукты перемещаются в среднетемпературные и низкотемпературные лари и камеры. Такое современное оборудование удерживает заданный температурный режим до 6-8 часов, что позволяет сохранить свежесть товаров даже при ночных отключениях электроэнергии.

Все супермаркеты сети Сільпо и распределительные центры снабжены резервным питанием от дизельных генераторов, что позволяет продолжать работу при аварийных и стабилизационных отключениях электроснабжения. Также здесь при необходимости продолжают закупать дополнительное и мощное оборудование.

Сеть Файно маркет на 100% снабжена бесперебойным электроснабжением: в 90% магазинов используются дизельные генераторы, обеспечивающие полноценное функционирование маркетов, включая производственные мощности, а маркеты mini имеют современные инверторы, аккумуляторные станции и менее энергоемкие генераторы. «Генераторы работают полностью в автоматическом режиме. Задачей уполномоченных сотрудников является обеспечение достаточного уровня топлива в ночной период. И мы уже давно построили логистику по своевременному обеспечению магазинов запасом горючего», — комментируют в пресс-службе Файно маркет.

Все торговые объекты сети Auchan Україна оборудованы дизель-генераторами разной мощности и ночью в каждом магазине дополнительно дежурят специалисты по их обслуживанию. А в конце июля компания приступила к импорту электроэнергии. В первую очередь, подключили столичный торговый центр, который находится непосредственно в собственности Auchan Україна – гипермаркет Auchan Rive Gauche и на очереди подключения и других собственных торговых объектов. «Также сеть заранее внедрила энергосберегающие методы, которые помогают магазинам тратить меньше электроэнергии: провели модернизацию имеющегося холодильного оборудования, чем уменьшили потери холода, для горячих цехов создали график работы печей, что существенно уменьшает нагрузку на энергосистему, а для освещения торговых залов мы давно используем LED освещение. Магазины ultra proxy Auchan Pick Up Point оснащены дополнительными батареями, а не генераторами на дизель-топливе, это уменьшает выбросы вредных веществ в воздух», — говорит Юлия Корх, директор по результативности Auchan Україна.

Как рассказывает менеджер по техническому обслуживанию и эксплуатации Metro Україна Александр Сикора, компания еще во время строительства супермаркетов предусмотрела обустройство помещений дизельными генераторами, которые покрывают 100% нагрузки и работают в автоматическом режиме и не нуждаются в круглосуточном пребывании электротехнического персонала. Другими словами, в каждом супермаркете есть система мониторинга, оповещающая персонал о начале и конце работы от генератора или о технических проблемах. Также в Metro Україна есть пять резервных мобильных генераторов, которые перевозятся в любой объект при выходе из строя основного генератора или на период технического обслуживания. «Фактически массовые отключения электроэнергии в Украине никак не повлияли на работу наших торговых центров, а соответственно, и на свежесть продуктов», — дополняет Сикора.

Все распределительные центры и около 90 магазинов сети ЕКО Маркет снабжены генераторами. К тому же, на некоторых торговых точках стоит более мощное оборудование, которое обеспечивает потребности не только самого магазина, но и станций мобильной связи и арендаторов. А ночью работает автоматизированная система, включающая генераторы при отсутствии подачи электроэнергии. «Еще одним важным шагом на пути к энергостойкости сети стало обновление торгового холодильного оборудования на ряде объектов», — дополняет Денис Погорелов, заместитель генерального директора ЕКО Маркет.

В сети Varus большинство супермаркетов и складских помещений имеют стационарные генераторы, а часть из них уже оборудованы системами АПР – автоматического переключения на генератор. Там, где такой системы нет, в ночь выводят работников, отвечающих за переключение. И при необходимости используют портативные устройства для обеспечения бесперебойной работы супермаркетов. «Сейчас мы ожидаем поставки еще 15 генераторов, чтобы усилить мощность и лучше работать в условиях отключения электроэнергии», — комментирует Светлана Карпенко, заместитель директора по операционной деятельности Varus.

Что с ассортиментом и есть ли списание товаров

В сети Сільпо уверяют, что летом ужесточили контроль за соблюдением температурных режимов при транспортировке продукции на всех распределительных центрах и непосредственно в магазинах. И отключения электроэнергии не повлияли на ассортимент в супермаркетах.

В сети Varus, чтобы обеспечить свежесть и качество продукции, прересмотрели ассортимент и временно сократили его. Прежде всего, это касается категорий фреш и суперфреш – свежее мясо, молочные продукты и т.д. Быстропортящиеся товары снабжают меньшими объемами, но ежедневно.

В большинстве магазинов АТБ ассортимент остался без изменений. Только в нескольких торговых точках его немного сократили. Однако это больше связано с тем, что из-за отключения электроэнергии люди перестали делать запасы продуктов дома, поэтому разовая покупка клиентов стала меньше, но чаще. «По таким группам товаров, как мясо, молочка, охлажденная рыба и торты для максимальной сохранности свежести товара мы работаем без переходного остатка на складах. А уменьшение запасов к минимально необходимому в складских комплексах независимо от их температурного режима было осуществлено к сожалению давно – для уменьшения рисков потерь из-за ракетных обстрелов россии», — отмечают в пресс-службе АТБ.

В Metro Україна, благодаря автоматической системе контроля температурных режимов, отсутствие электроэнергии никак не влияет на температуру хранения продуктов, сроки их пригодности и уровень списаний.

В Auchan Україна сегмент продуктов с коротким сроком употребления сократился. Здесь оптимизировали логистические пути доставки продуктов с целью сокращения времени доставки в пункты продаж. Также для хранения холода используют тару с хладогеном, помещаемым в холодильник, благодаря чему хранение холода повышается на четыре часа. В каждом магазине Auchan есть ведомственная ветеринарная служба, которая осуществляет контроль температурных режимов и регулирует количество хладагентов для хранения продукции и при необходимости добавляет большее количество. «Однако мы отмечаем увеличение списания продукции на 0,2 пункта в категории замороженных товаров, например, мороженое, полуфабрикаты, замороженные овощи/фрукты, а также молока и даже шоколада», — отмечает Юлия Корх.

Как сообщили в сети ЕКО Маркет, ввиду длительных отключений электроэнергии и рекордной жары потери товаров выросли. Однако здесь оптимизировали закупки продуктов непродолжительного хранения и выкладку быстро портящихся категорий товаров: молочная продукция, свежая рыба и т.д. И списание продуктов стало на уровне нормы для обычных периодов. «В сети функционирует специальный департамент качества, проводящий многоэтапную проверку. Это как входной контроль при получении товаров, их хранении на складах, во время транспортировки и непосредственно в магазинах. Кроме этого, в каждом маркете есть компетентные работники, прошедшие соответствующее обучение, которые следят за состоянием продуктов непосредственно на местах», — говорит Денис Погорелов.

В сети Файно маркет существенных изменений в товарных запасах и ассортименте не произошло. Здесь 100% категории фреш поставляется через собственный распределительный центр и собственную логистику, поэтому очень гибки в корректировке частоты доставки и товарных запасов. Однако иногда возникают краткосрочные дефициты определенных товарных групп из-за резкого роста спроса на отдельные товарные группы, например вода питьевая, а также из-за сбоя поставок в других сетях и форс-мажорные ситуации у производителей. Еще были случаи, когда компания отказывалась от приемки товара на распределительный центр из-за жестких правил контроля качества. «Так мы остаемся с краткосрочным дефицитом, но уверены, что наши покупатели не купят испорченные продукты», — дополняют в пресс-службе Файно маркет. Еще в сети мониторят все открытые каналы обсуждений покупателями качества продукции. Вдруг возникает подозрение, что в каком-нибудь магазине были нарушены правила хранения, реагирующие за считанные минуты. Также существенное увеличение потерь продукции не происходит. Бывают единичные случаи из-за поломки оборудования. Но в сети уверяют, что это все допустимо и не критично.

Будет ли удорожание пищевых продуктов

Продуктовые ритейлеры страны предполагают, что энергетический кризис повлияет на увеличение себестоимости производства, и, как следствие, и производители, и поставщики могут поднять цены на пищевые продукты.

В сети ЕКО Маркет отмечают, что кроме энергетического кризиса, на стоимость продуктов влияет и ряд других факторов, таких как изменение курса гривны, рост цен на топливо и т.д. Поэтому сейчас трудно давать точные оценки, как изменится стоимость тех или иных категорий товаров.

«Производители каждый день присылают новые калькуляции изменения цен. И не только из-за энергетического кризиса», — подтверждают в пресс-службе Файно маркет.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка