Переосмысление ритейла: как прошла выставка MAPIC 2019 (фоторепортаж)
Как прошла крупнейшая международная выставка ритейла и девелопмента, представители каких украинских компаний стали ее участниками и какие ключевые тенденции в отрасли обсуждали эксперты.
Читайте українською
Read in English
MAPIC – одно из самых авторитетных международных событий в сфере ритейла и торговой недвижимости. В этом году мероприятие собрало более 8000 участников из 80-ти стран мира, в том числе 2000 ритейлеров, 2200 девелоперов и 1300 инвесторов. Как рассказал RAU официальный представитель MAPIC в Украине Дмитрий Допиро, в последние несколько лет интерес к выставке со стороны украинских компаний стабилен: на мероприятие приезжают брокеры торговой недвижимости, ритейлеры, девелоперы и консультанты.
«Участие в MAPIC — это не только заключение договоров, поиск потенциальных партнеров, но и знакомство с опытом компаний со всего мира. Стремительное развитие информационных технологий приводит к появлению новых концепций в ритейле, новых способов коммуникации с покупателями. Новые тенденции широко обсуждаются на MAPIC и участие в выставке может быть очень полезным для украинских предпринимателей», — отметил Дмитрий Допиро, добавив, что в этом году выставку посетило около 30-ти украинских бизнесменов и топ-менеджеров.
В их числе также были представители Ассоциации ритейлеров Украины и партнера ассоциации в сфере брокериджа – консалтинговой компании Retail&Development Advisor.
«MAPIC – это одно из наиболее значимых в мире мероприятий в ритейле и девелопменте торговой недвижимости, которое реально влияет на развитие отрасли. Бренды находят новых партнеров для развития и принимают решения о выходе на новые рынки, девелоперы представляют свои проекты, привлекая инвесторов и арендаторов, а ритейлеры находят новые идеи и решения для улучшения своего бизнеса», — комментирует партнер Retail&Development Advisor Александр Фиалка.
Любопытно, что в этом году MAPIC запустил новый проект – Retailers Club — который способствовал созданию уникальных деловых пространств с целым рядом преимуществ для представителей розницы. Retailers Club предусматривал эксклюзивный спектр услуг для гостей сферы розничной торговли по лояльной цене, которая была практически в два раза дешевле стандартного билета на мероприятие. Впрочем, воспользоваться предложением могли только представители ритейла, ресторанного бизнеса, а также операторы развлечений и досуга.
В свою очередь глава правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук подчеркнул, что в нашей стране мероприятий такого масштаба пока нет. «Однако несколько лет назад Ассоциация ритейлеров начала проводить собственную международную выставку Retail&Development Business EXPO, которая сейчас является крупнейшим профильным событием в Украине, за два дня принимая до 2000 человек. Проведение мероприятия такого масштаба было бы невозможным без изучения опыта MAPIC, который по праву считается лидирующим событием в отрасли ритейла», — уверяет Жук.
К слову, выставочная зона MAPIC – еще один предмет гордости организаторов выставки. Она занимает площадь в 12 000 кв. м на нескольких этажах и позволяет участникам мероприятия познакомиться с проектами и инновационными решениями более чем 750 экспонентов. При этом на MAPIC 2019 также работали региональные павильоны и две тематические зоны, посвященные инновациям и досугу.
Единственным экспонентом от Украины на выставке MAPIC стала компания NAI Ukraine, которая представила целый ряд украинских проектов в сфере торговой недвижимости. Среди них крупные столичные мегамоллы Вагифа Алиева — Lavina Mall, Ocean Mall, Blockbuster Mall и другие. Впрочем, как утверждает CEO и основатель NAI Ukraine Виталий Бойко, в первую очередь компании на выставке важны встречи с глобальными брендами, которые отсутствуют на украинском рынке и не рассматривают его, как направление для экспансии.
«Они для нас – приоритетная цель. Мы добиваемся встречи с лицами, принимающими решения в таких компаниях, и на встречах показываем реальные статистические данные украинской экономики, рассказываем о выходе других брендов – особенно их конкурентах, об успехах этих брендов. И можем сказать, что из большого количества встреч практически со всеми целевыми брендами нам удалось провести многообещающие переговоры», — говорит Бойко.
По его словам, второй важной целью являются встречи с компаниями, которые заинтересованы в выходе на наш рынок, но теряют время в поиске партнеров. «Они боятся инвестировать самостоятельно – хотят, чтобы их бренд присутствовал в Украине, но через локального партнера. Мы пытаемся переубедить ритейлеров в необходимости прямого выхода. Мы приверженцы той точки зрения, что и для страны, и для девелоперов торгового центра приоритет – работа с владельцами брендов. Международные компании осуществляют реальные инвестиции в экономику страны», — отмечает СЕО NAI Ukraine, уточняя, что в этом году компания провела более 60-ти встреч с глобальными ритейлерами, среди которых большое количество знаковых компаний – Galeries Lafayette, Media Markt, Sephora, Starbucks, Deichmann, C&A и другие.
Стоит отметить, что важной частью MAPIC является масштабная программа конференций. В этом году она состояла из более чем 100 сессий, посвященных последним тенденциям в сфере девелопмента, новым розничным концептам и современным торговым объектам разных стран мира. Управляющий директор Colliers International (Украина) Александр Носаченко, который также посетил MAPIC 2019, говорит, что главная тема мероприятия в этом году заключалась в переосмыслении самого понятия ритейл, эволюции торговой недвижимости с проявлением большего внимания к организации разнопланового досуга.
«Красной линией MAPIC была неизбежная трансформация торговых центров в места социализации, внедрение инноваций и неожиданных форматов, от дополненной реальности до коворкингов на первых этажах и коливингов на верхних. Методика социализации ритейл-пространств в мире самая разнообразная. Постсоветские страны давно практикуют обилие всевозможных развлечений, в том числе крупноформатных. В европейских проектах преобладают не развлечения, а масштабные зоны общепита. Все чаще предлагаются дополнительные услуги, например, школы танцев или образовательные проекты», — рассказал Носаченко.
По его словам, на стенде Colliers International работали более 70 представителей из разных офисов мира с проектами своих стран. «Позитивная новость: интерес новых ритейлеров к украинскому рынку в целом, к существующим и будущим проектам активный и предметный. Наша страна по-прежнему на международной арене достаточно рисковый рынок, особенно для тех ритейлеров, которые судят по Украине только с точки зрения статистических сводок и новостных лент, где намного больше информации о нестабильности, чем о том, что у нас H&M демонстрирует феноменальные результаты по сравнению с остальными странами Восточной Европы. При этом есть ряд крупных брендов, которые очень внимательно присматриваются к нашей стране, уже видели современные ТРЦ и строящиеся проекты. Выход их на рынок возможен через два-три года», — считает Александр Носаченко.
Несмотря на некоторые положительные тренды, Виталий Бойко считает, что больше внимания популяризации Украины на подобных международных выставках должны уделять не только местные компании, но и само государство. «Руководству государства необходимо понять, что розничный рынок составляет 30% от ВВП. И страна не участвует в популяризации своего розничного рынка, как перспективного места работы для международных ритейлеров, которые предрасположены инвестировать иностранные деньги в экономику. Но тем не менее занимается продвижением таких выставок как MIPIM, которые посвящены девелопменту, хотя доля недвижимости в ВВП нашей страны – меньше 3%. Не мешало бы пересмотреть приоритеты», — уверен топ-менеджер.
Смотрите больше фотографий с MAPIC 2019:
Читайте также —
DeFacto, Сільпо, Эпицентр, McDonald’s и другие компании – гости RDBSummit