Как атаки на энергосистему влияют на онлайн-продажи: статистика и комментарии от Stylus, Eldorado, Comfy
10 октября Украина столкнулась с новым этапом российской агрессии – ударами по объектам энергетической инфраструктуры. Команда Promodo проанализировала, как массовые аварийные отключения света по Украине оказывают влияние на продажи и трафик онлайн-магазинов.
Чтобы отследить динамику, выделили дни самых масштабных атак:
- 10 октября
- 11 октября
- 17 октября
- 22 октября
- 31октября
- 15 ноября
- 23 ноября
И пять категорий, которые рассматривали:
- Бытовая техника и электроника
- Детские товары
- Зоотовары
- Продукты
- Косметика и товары личной гигиены
Наибольшие потери украинский онлайн-ритейл понес 10 октября
С точки зрения дохода, самой болезненной для украинского e-commerce стала первая массированная атака на энергосистему. В среднем доход 10 октября был на 60,68% меньше, чем в понедельник 3 октября. Трафик упал на 27%.
Показатели возобновились за следующие 2-3 дня, но 15 октября в Украине ввели плановые веерные отключения света. В этот период на графиках всех ритейлеров заметно значительное проседание как по трафику, так и по доходу.
«Честно говоря, пока трудно отделить, где на продажи влияют отключения, а где общее настроение на фоне обстрелов, учитывая, что эти факторы совпадают по времени. В день массированных обстрелов видим ухудшение, затем ситуация выравнивается», — говорит Head of digital Comfy Юлия Коновалова.
Следующие октябрьские обстрелы повлекли за собой падение дохода на 25%, трафика — на 12%
17 октября – очередной обстрел энергетических объектов Украины. На этот раз падение не столь значительно: 17% в среднем по доходу, 12,4% — по трафику. Следует отметить, что некоторые категории, например, Детские товары, вообще не подверглись снижению показателей. Восстановление также заняло 1-2 дня.
Почти через неделю значительно изменился спрос на товары: востребованными стали любые позиции, которые могут помочь людям согреться, сделать запасы и подзарядить девайсы при отключении света.
В последнем исследовании рынка Promodo четко видно, что спрос на повербанки вырос в пять раз, генераторы почти в десять раз. Тем временем смартфоны и ноутбуки стали покупать реже.
«Четко видим из статистики, как изменились запросы пользователей. С середины октября в топ посещаемых страниц и товаров по поиску входят повербанки, источники бесперебойного питания, аккумуляторные лампы и другие гаджеты, которые могут обеспечить энергонезависимость хотя бы частично. Конечно, спрос несколько снижается, потому что вряд ли украинцы выделяют время в часы отключения электроэнергии на поиски нужных покупок. Скорее сэкономят заряд смартфона или ноутбука», – рассказывает Head of Digital Marketing Eldorado Владислав Семенцов.
«В этом году вектор спроса существенно изменился: от привычных категорий до категорий энергетической автономности. Прежде всего, это повербанки, power-станции, генераторы, инверторы, диодное освещение, газовые водки и подобные девайсы, позволяющие как-то пережить без света. Мы видим сейчас почти в каждом чеке что-то из этого перечня», – подчеркивает Head of Digital Marketing Slytus Максим Мисиченко.
22 октября по Украине было выпущено 33 крылатых ракеты. К сожалению, 5 из них достигли целей. Проблемы с интернет-связью в ряде областей ожидаемо отразились и на показателях онлайн-бизнеса. По сравнению с предыдущим днем доход в среднем просел на 27%, трафик упал почти на 13%.
Похожая ситуация была и при обстреле 31 октября: -25% по доходу и -10,8% по трафику.
Сезон распродаж без света: потери трафика и дохода до 46%
Интересно, что 15 ноября, когда россия выпустила около 100 ракет, потери для бизнеса были не столь значительны, а в некоторых нишах, в частности в Косметике и товарах личной гигиены, наблюдался даже рост. Скорее всего, это связано с запуском рекламных кампаний в Черную пятницу. Следовательно, в среднем атака повлекла за собой падение дохода на 20,53% и трафика на 17,02%, по сравнению с 8 ноября.
«Прежде всего, стоит отметить, что украинцы, безусловно, — несгибаемая нация. Если наши люди что-то хотят купить — никакие русские их не остановят. То, что мы видим сейчас и в течение того времени, когда имеем системные проблемы с энергетикой, в целом выглядит так : все те люди, которые имели четкие намерения приобрести что-то конкретное, так или иначе совершат покупку, но с поправкой на наличие у них света и интернета, поэтому, когда мы видим массовые отключения по стране, понимаем, что часть заказов будет сделана в течение следующих 1-3 суток, когда у людей восстановится свет и доступ к интернету. Непосредственно в день обстрелов, если массово пропадает свет и интернет, может быть просадка в 20%–50% заказов», – делится Head of digital marketing Stylus Максим Мисиченко.
23 ноября — самый заметный удар по ритейлу, ведь все бизнесы включили мультиканальный промоушен в Черную пятницу. Несмотря на то, что обстрелы были в среду, падение показателей ускорилось в четверг. Продажи упали в среднем на 43%. Трафик снизился почти вдвое, на 46%.
Уже в пятницу ритейлеры наблюдали ожидаемый результат рекламных кампаний – показатели стремительно пошли вверх. А значит, можем констатировать, что, несмотря на обстрелы, жаркий сезон все-таки произошел. Ритейлеры хорошо подготовили точки выдачи, магазины, колл-центры и склады, чтобы их клиенты могли совершить ожидаемые покупки со скидкой в любых условиях.
«Еще из первых обстрелов в октябре мы поняли, что россия и дальше будет бить по объектам инфраструктуры, поэтому по максимуму уделили внимание своей автономности: наши офлайн-магазины, колл-центр, логистика и офис — все заживленное от генераторов, повсюду зарезервированы альтернативные каналы связи .В целом, мы готовы работать при любых обстоятельствах. Единственная проблема — наличие света и связи у наших клиентов.Пока мы сталкиваемся со сложностями на их стороне чаще, чем с проблемами у нас. Ключевые проблемы: дозвониться к клиенту на этапе оформления заказа и на этапе отгрузки товара от нашего курьера клиенту Часто имеем кейсы, когда курьер приезжает по адресу и не может дозвониться к клиенту.Относимся с пониманием, переносим за свой счет, но, конечно, просим клиентов по возможности предупреждать, если видят, что не смогут принять заказ», – рассказывает Head of digital marketing Stylus Максим Мисиченко.
Еще одна вдохновляющая особенность этого сезона распродаж – заботливая коммуникация брендов. Лидеры рынка переименовали «Черную» пятницу, чтобы выразить поддержку потребителям. Так появились «Светлая пятница», «Семейная пятница», «Пятница скидок» и т.д.
«Нашу «Семейную пятницу», так в этом году называется традиционный сезон скидок, мы стартовали в полночь 21 ноября. Распродажа длилась до 28 ноября. Это как раз возможность использовать время на поиск и бронирование товаров. Основные наши магазины обеспечены генераторами и возможностью получить оплату картой , даже если нет света», – резюмирует Head of Digital Marketing eldorado.ua Владислав Семенцов.
Источник — Promodo
Читайте также —