Екатерина Маркевич, эксперт Центра Разумкова: Куда идет электронная коммерция. На языке цифр
Екатерина Маркевич, эксперт Центра Разумкова, автор проекта «Smart-инфраструктура в устойчивом развитии городов», рассматривает: какое настоящее и будущее e-commerce в Украине и мире, какие глобальные тренды наблюдаются и как электронная торговля видоизменяется с годами.
Пандемия COVID-19 обострила экономические, социальные, экологические и структурные проблемы в мире, но несмотря на разрушительные последствия для всех без исключения стран, коронакризис дал миру уникальную возможность: сформировать более инклюзивную и экономически выгодную среду с применением цифровых технологий. Институт McKinsey подсчитал, что цифровизация, автоматизация и технологии искусственного интеллекта могут сформировать дополнительные $13 трлн мирового ВВП до 2030 года. А самые большие по рыночной стоимости компании — Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet, Facebook — функционируют сегодня именно на цифровых рынках.
Согласно данным аналитического портала Statista, в течение 2014-19 годов объем мировой электронной розничной торговли вырос более чем 2,6 раза. В свою очередь, пандемия COVID-19 усилила продвижение e-commerce: ограничение работы офлайн-магазинов увеличило продажи через интернет. Так, в течение 2020 года более 2 млрд людей приобрели товары или услуги через интернет, а продажи электронной розничной торговли превысили $4,2 трлн (рост по сравнению с 2019-м на 25,7%).
Предполагается, что в 2040 году 95% всех покупок в мире будет осуществляться в режиме онлайн.
Продвижение Украины в формировании многомиллиардного рынка электронной коммерции в последние годы также заметен. Исследование Soul Partners, Baker Tilly Ukraine и Aequo показало динамичное развитие e-commerce в 2020 году — рост в 41% ($3,82 млрд) по сравнению с 2019-м. По сравнению с 2016-м (3,3%) доля e-commerce увеличилась до 8,8% в 2020-м, а доходы сегмента составили $838 млн. Наибольший спрос в электронной розничной торговле на одежду, продукты питания, лекарства, детские товары, товары для ремонта, мебель, электронику, сантехнику, товары для красоты. И по сравнению с соседними странами украинцы тратят в сети Интернет только $104/год (например, в Чехии показатель достиг $800/год).
E-экспорт в 2020 году составил около $ 450 млн (13,5 млн транзакций): 33% прямовувалося в США, в РФ — 16%, Великобритании — 7%, Германии — 5%, Канады — 4%, Израиля — 3% , Франции — 3%. Ключевым каналом е-экспорта являются международные маркетплейсы: Amazon (в июне 2020 зарегистрировал более 5,2 млрд уникальных посетителей), Etsy, Ebay, Ali Express и Wildberries.
Главный тренд последних лет — переход от интернет-магазинов к маркетплейса, который объединяет разных продавцов и покупателей по интересам. Именно им в 2020 году 63% отечественных онлайн-покупателей предпочли (Rozetka, Prom, Allo, Bigl и Epicentr), 37% пришлось на онлайн-магазины. Параллельно с развитием e-commerce увеличивается и количество фулфилмент-центров (хранение товаров, сортировка, упаковка и их отгрузки, а также возврата).
Одновременно, как в мире, так и в Украине можно наблюдать растущую конкуренцию между маркетплейсами и социальными сетями. В украинском сегменте Instagram становится все больше мелких брендов, однако конкурировать могут только те площадки, где реализуются уникальные товары hand made. Тем более, что пока доверие является большим к крупным игрокам, чем к мелким.
Несмотря на стремительное развитие e-commerce главным недостатком не только в мире, но и в Украине остается монополизация рынков крупными игроками, поскольку сектор малого предпринимательства не всегда может справиться с вызовами конкурентной среды.
В Украине сегмент e-сommerce занимает не более 4% общего рынка розничной торговли. Несовершенство нормативно-правовой базы, низкий доступ к интернету (особенно в сельской местности), отсутствие доверия потребителей к онлайн-торговле (невозможность убедиться в качестве товара или услуги до момента получения, сложный порядок возврата товаров в случае желания клиента вернуть покупку), недостаточно развитая система электронных платежей — одни из главных вопросов, которые сдерживают быстрое развитие электронной торговли. Но несмотря на это перспективы для развития рынка e-commerce благоприятные: аналитический портал Statista прогнозирует его рост в Украине в 2021-24 лет на уровне 14%/год.
Источник: НВ
Читайте также —
Вторая цифровая: клиентский опыт становится новым ключевым отличием в ритейле