Иван Кришталь, Cher’17: Мы самые последние входим в распродажу и никогда не делаем минус 70-80%
Соучредитель и СЕО бренда и сети магазинов Cher’17 рассказал, как на девятый месяц войны открыли флагманский магазин, что ценят свой продукт и поэтому последние входят в распродажи и поделился, как реагируют на негативные отзывы и где в скором времени ожидать открытия еще двух магазинов.
Cher’17 – украинский масс-маркет-бренд, основанный инфлюенсерами и предпринимателями Татьяной Парфильевой и Иваном Кришталем. В настоящее время уже открыто восемь магазинов в четырех городах Украины. В интервью RAU совладелец и СЕО Иван Кришталь раскрыл историю бренда и особенности работы компании. Пообщаться с Иваном лично и прослушать его выступление можно на RAU Summit 2023, которое пройдет 5 декабря в Киеве. Присоединяйтесь к встрече лидеров рынка!
— Сначала название вашего бренда было Cherry Land, почему решили сделать ребрендинг и изменить название на Cher’17?
— Мы с Татьяной только окончили университет и начали создавать наш бренд. К тому времени не было осознанного подхода к выбору названия и поступили так, как чувствовали. Первое, что пришло в голову – это какие-то детские прозвища. Затем, когда у нас появились офлайн-точки и выросли продажи, мы поняли, что такое название не совпадает с нашим продуктом и концепцией, которую мы пытаемся донести. Потому решили сделать ребрединг. К тому времени бренд уже знали и узнавали, и нам важно было оставить какую-то часть из старого названия. Так и родился бренд Cher’17, где цифры – это год основания компании.
— У вас большая команда?
— В fashion-бизнесе всегда задействовано много людей. Если взять в общей сложности, вместе с подрядчиками, то это примерно 700 человек. Если говорить только про офис – это примерно 100 человек. Но мы активно растем, постоянно что-то докупаем: то стол закройный, то еще что-то, поэтому команда всегда нуждается в новых специалистах.
— В большую войну вы испытываете проблему нехватки кадров? На сегодняшний день у вас открыта вакансия швеи, найти ли такого специалиста было сложно и до войны?
— В войну мы сохранили 70% команды. А вакансия швеи у нас никогда не закрывается, учитывая, что мы открываем новые магазины и пытаемся нарастить те темпы, которые были до войны.
К тому же, сейчас очень сложно найти квалифицированного специалиста. А если смотреть на перспективу 20-30 лет вперед, это вообще может быть большой проблемой для нашей индустрии. Ведь даже сейчас мы видим, что молодежь неохотно идет учиться на профессии, связанные со швейным бизнесом. К примеру, коллеги по fashion-сегменту говорят, что раньше у них в цехах было 100+ человек, сейчас это 10, а условно 11 человека найти просто не могут.
— А кто у вас в Cher’17 занимается подбором персонала?
— Я придирчиво отношусь к кадрам, поэтому этим всегда занимался я. Но ввиду того, что мы постоянно растем, то уже появилась команда, которая мне в этом помогает – рекрутер и HR.
— Вы основали Cher’17 вдвоем с женой, какие у каждого обязанности?
— Когда мы только начинали бизнес и еще года три после основания, мы занимались всем – от операционной деятельности до отвезти посылки на почту. Сейчас у нас, конечно, есть оргструктура и четкие обязанности каждого человека в команде, учитывая нас с Татьяной.
Я занимаюсь операционной деятельностью бренда, Татьяна – креативный директор и главный дизайнер. У нее команда дизайнеров и технологов, и они работают над созданием коллекций.
— Вы создаетесь от эскиза до упаковки в Украине, а ткани и фурнитуру где закупаете?
— Для нас важно работать в Украине и создавать здесь рабочие места. У нас было много предложений перенести производство за границу, потому что там все автоматизировано, что намного упрощает и ускоряет работу. В Украине все же основным остается человеческий труд, поэтому мы стараемся подстраивать дизайн коллекций исходя из возможностей нашего производства. Все, что возможно мы закупаем у нас в стране, но проблема в том, что ткани и фурнитура производятся в небольшом количестве, поэтому докупаем уже за рубежом. Также пытаемся покупать у украинских импортеров.
— На сегодняшний день у вас восемь магазинов в разных городах Украины, который приносит наибольший доход?
— Да, сейчас у нас восемь магазинов – в Киеве, Днепре, Житомире и Одессе. Если говорить о доходности, у всех магазинов она примерно одинаковая. Могут быть небольшие разбежности в 20%.
— Ожидать вскоре открытие новых магазинов?
— В планах открыть еще два магазина. Один – в Днепре, второй – в Киеве.
— А почему магазин открыли в Житомире? Потому что вы сами оттуда или действительно просчитали и решили, что это будет выгодно?
— Магазин там – это условно «семейная франшиза», потому что там работают мои родители. Эта точка даже не полностью в нашем руководстве, потому я иногда говорю, что у нас семь магазинов, а не восемь.
— У вас быстрый темп, потому что коллекции в Cher’17 выходят каждые две недели. Как повлияла война на это?
— Война существенно нас выбила в этом плане, и уже два года мы не можем нарастить те темпы, которые должны быть.
Идеально в fashion-сегменте планировать и производить на год вперед. К примеру, если сейчас по календарю зима, то мы должны шить уже сезон зимы следующего года. В условиях войны это сделать трудно, потому что мы не знаем, что нас ждет завтра – блекауты, обстрелы или что-то еще. Однако мы все равно планируем, хоть и горизонт планирования сократился. Когда у нас начинается сезон, каждую неделю выходят новинки и идет подсортировка коллекций.
— Как происходит процесс создания коллекций?
— Есть классическое создание коллекций для бренда – подбираются мудборды, рисуются вместе с дизайнером эскизы, переделываются и доводятся до идеала. Для этого нужно чувствовать рынок, разбираться в том, что сейчас в тренде, в чем нуждаются и желают клиенты и при этом иметь свой стиль. Вот последнее, я считаю, очень важно, потому что многие просто копируют, а любой бренд должен обладать своей идентичностью. У Cher’17 она есть.
— Представим: что-то в магазине закончилось, а клиенты приходят и спрашивают. Сможете быстро дошить конкретную модель?
— Вы нащупали боль нашего бизнеса, потому что, сколько бы мы ни смотрели аналитики и не пытались бы просчитать, все равно нельзя угадать, сколько нужно той или иной модели. Поэтому у нас тоже бывают остатки или наоборот – скупают очень быстро.
У Cher’17 много сложных моделей, для которых нужны индивидуальные ткани, фурнитура, нити и т.д. Да и ждать их по производству очень долго.
Конечно, нам хочется удовлетворить потребности всех наших клиентов, но это не всегда выходит. Если есть возможность, мы можем отшить конкретную модель, если нет, то условный хит переводим в другую коллекцию.
— Вы редко делаете распродажи, почему?
— До 2022 года у нас не было такого понятия как распродажи. Они были точечные, маленькие и короткие. Сейчас самые последние входим в распродажу, и у нас никогда нет минус 70-80%, потому что мы ценим свой продукт.
— Вы делаете женские коллекции, а есть в планах мужские и детские?
— Я по своей сути перфекционист, поэтому хочу сначала отработать идеально все бизнес-процессы в одном направлении. Все же мы еще молодой украинский бренд и есть над чем работать, что налаживать и совершенствовать.
Сделать крутое качество и цену – наша цель. Я понимаю, что создание мужских и детских коллекций – это новое подразделение, новый этап и команда. Конечно, такие планы где-то витают в воздухе. На данный момент – точно нет, но кто знает, что будет завтра?
— Почему с 2017 года и по сей день вы не сильно подняли цены?
— Мы держим свою ценовую политику. И если глобально, то с 2017 года наши цены выросли всего на 15-20%. Для нашей индустрии и инфляции, которая есть в стране – это очень мало. Я всегда говорю: «Мы держим цену, особенно в войну».
— Сейчас в Cher’17 представлен только один аксессуар, будете развивать это направление?
— Я поклонник lazer фокус – когда ты сфокусирован на одном, а не «распыляешься» на все подряд. Когда все бизнес-процессы будут построены идеально, станет скучно, тогда можно начинать делать что-то новое.
— Как работаете с плохими отзывами?
— Мы очень клиентоориентированы, поэтому смотрим на каждый отзыв. Не было такого, что мы что-нибудь пропустили или не отреагировали. Для этого у нас есть прописанные механики, как поступать в той или иной ситуации. Бывает разное, но даже когда клиент откровенно не прав, мы идем ему навстречу.
В целом у нас негатива не много, примерно один отзыв на 100 положительных. Проблема в том, что негатив заметнее: когда ты покупаешь вещь, довольный ею, обычно редко пишешь отзыв, однако если случается что-то негативное – хочешь сразу об этом сообщить.
Еще важно сказать о том, что мы украинский бренд, поэтому нам легко сообщить о неприятной ситуации, которая произошла с клиентом. К примеру, была бы это международная сеть, куда писать свои неудовольствия? А еще, учитывая, что мы с Таней медийные люди, каждый может «постучать» в личные сообщения. У международных брендов такой практики нет, никто владельцам компаний не пишет.
— Вы сказали, что должны открыть новые магазины, какие у вас требования к локациям?
— Когда ты неизвестный бренд, приходишь в ТРЦ, то с тобой и разговаривать не хотят. Другое дело, когда тебя узнают и любят. В этом случае ты уже полезен ТРЦ. У нас есть много критериев аренды: это и площадь, и желаемая планировка, и высота потолков и т.д. Сколько стандартов не вводишь, все равно будут ситуации, когда нужно что-то изменить. Потому мы flexible и можем адаптироваться под локации.
— Сколько стоит открыть один магазин?
— Все зависит от многих факторов – города, локации, сложности проекта и т.д. Если примерно, то это от $350 за кв. м и до $1000 за кв. м.
— Почему у вас нет приложения, и планируете ли его делать?
— Сделать качественное и классное приложение – это много денег, поэтому сейчас мы с командой обсуждаем, нужно ли оно нам вообще. Пока работаем над изменением сайта, а дальше уже посмотрим.
— У вас было две рекламные компании, сколько они стоили?
— У нас было две рекламные компании – это Телочка и с группой Kazka. Но я не могу разглашать бюджеты. Могу сказать лишь, что в целом на рынке это обошлось бы $100 000 — 150 000. Но мы многое делали своими силами, поэтому сумма гораздо меньше.
— На 24 февраля 2022 года у вас был план, как будете действовать? Все-таки у вас большая команда.
— Скажу откровенно, мы, как и многие украинцы, не верили, что будет полномасштабное вторжение. Потому были не подготовлены. Мы выплатили заработную плату всем сотрудникам вперед и первый месяц вообще не работали. А уже 22 марта у нас заработал интернет-магазин, а 31 марта – офлайн-точка в Киеве. Даже в тех условиях мы и минуту не думали о том, чтобы совершить релокацию за границу. К тому же уже в мае 2022 года мы начали работать над рекламной компанией, потому что верили и верим в победу.
А в середине лета 2022 подписали аренду и начали работать над открытием флагманского магазина в Киеве. И открыли его уже в октябре. Это была наша с Татьяной мечта, и мы ее хотели воплотить – это тот момент, когда расчеты были, но сделали импульсивное решение.
— По вашему мнению, какая роль fashion сейчас, когда идет большая война?
— Fashion всегда присутствует при всех войнах, потому что люди хотят продолжать жить. Невозможно фокусироваться только на негативе, так можно сойти с ума. И fashion – это небольшой лучик света для многих, это островок беззаботной жизни и своеобразная терапия. К тому же, это часть экономики нашей страны.
— Как вы приближаете победу Украины?
— С первого дня мы помогаем и донатим. 1 марта 2022 года мы начали шить одежду для ВСУ и сотрудничаем с благотворительными фондами. Постоянно отправляем одежду в города, где это нужно. Для нас это обыденность – иногда мне даже неловко об этом говорить, потому что каждый день мы что-то делаем.
Фото: Instagram