Магазин всех товаров: история успеха Amazon

Магазин всех товаров: история успеха Amazon

19.01.2022 08:30
  1895
Володимир Тиравський

Amazon придерживается стратегии омниканальных решений, позволяющих размыть границы между онлайн и офлайн, повышая лояльность существующих, и привлекая новых покупателей: физические магазины становятся полигоном для испытания разнообразных концепций, где выдают интернет-заказы и оформляют возвраты товаров, при этом снижая затраты на логистику.

Читайте українською

Amazon за последние 20 лет вырос в глобальную многопрофильную компанию, специализирующуюся на электронной коммерции, розничной торговле, облачных вычислениях, искусственном интеллекте, изготовлении бытовой электроники, издательстве книг, трансляции потокового видео, производстве телевизионного и кинематографического контента.

RAU предлагает узнать историю успеха американского ритейлера: как у Джеффа Безоса возникла идея создать этот бизнес, как ему помогла его бывшая жена Маккензи Скотт, как книжный интернет-магазин постепенно превратился в универсальный маркетплейс и офлайн-супермаркеты в различных концепциях, какие компании были поглощены в процессе развития, как происходил выход на рынок гаджетов, в чем состоит суть маркетинговой стратегии и почему Amazon считают очень жестким и суровым работодателем.

Курс по течению Амазонки

Маккензи Скотт сыграла далеко не второстепенную роль в создании Amazon. Она познакомилась с Джеффом Безосом на собеседовании. После получения высшего образования, Маккензи отправила свое резюме на вакансию научного сотрудника в нью-йоркский хедж-фонд DE Shaw & Co, вице-президентом которого был Безос. Таким образом, она нашла не только работу, но и спутника жизни: в 1993 году они поженились, прожив вместе 25 лет, воспитав троих родных и одного приемного ребенка из Китая.

Однажды Безос наткнулся на шокировавшую его статистику роста интернета на уровне 2300% в год, и он увидел в этом невероятные возможности. Поэтому в 1994 году Джеф и Маккензи уволились с работы, взяли свою собаку Камалу и уехали в Сиэтл: этот город они выбрали неслучайно, ведь там работали очень много талантливых разработчиков и находились склады лидера американского книгоиздательства Ingram Book Group. В пути они провели пять дней: Маккензи управляла автомобилем, а Джефф составлял бизнес-план и обзванивал потенциальных инвесторов.

Через неделю ему удалось собрать миллион долларов, привлекая пенсионные сбережения своего отца и одолжив деньги у родственников, друзей и знакомых. Супруги арендовали дом в Белвью (20 минут дороги от делового центра Сиэтла) и 5 ​​июля 1994 года в обычном гараже появилась компания Amazon. Кстати, название для компании придумали не сразу, стартовали как Cadabra, но их юрист в шутку заметил, что ассоциируется она с не очень приятным словом «труп».

Тогда Безос взял в руки Оксфордский словарь и остановился на букве А, которая находится в начале алфавита и будет обеспечивать компании первые места в различных каталогах. И выбрал слово «Амазонка» – это одна из самых больших рек в мире и в метафорическом смысле напоминает интернет как вечное течение. Впоследствии, у компании появился логотип, также имеющий скрытое содержание: стрелка в виде улыбки под надписью Amazon символизирует то, что в их магазине есть все: от A до Z.

От онлайн-магазина до офлайн-супермаркета

Первой книгой, которую удалось продать в Amazon стал труд Дугласа Хофштадера «Fluid Concepts and Creative Analogies: Computer Models of the Fundamental Mechanisms of Thought». Через два месяца после запуска интернет-магазина, покупатели появились в 50 штатах на родине и 45 странах мира. За первый год работы суммарный объем продаж Amazon достиг $15,7 млн, а штат компании увеличился до 100 сотрудников.

Дополнительным источником успеха стала партнерская программа, позволявшая другим компаниям размещать на своих сайтах рекламу книг с Amazon и зарабатывать 3-8% от стоимости их покупки. В течение двух лет участниками программы стали 60 тыс. партнеров, в том числе самые популярные интернет-площадки того времени – Yahoo, AOL, Netscape, GeoCities, Excite, AltaVista. В итоге, в конце 1997 года Amazon уже имел более миллиона клиентов, а в конце 1999 года стал одним из 25 самых посещаемых сайтов в мире.

Компания Безоса также стала третьим крупнейшим продавцом книг в США, но вскоре он решил разнообразить ассортимент и начал продавать музыкальные альбомы, видеоигры, бытовую электронику, товары для дома, программное обеспечение, игрушки и другие продукты, таким образом превратив Amazon в The Everything Store, т.е. магазин всех товаров. Сейчас здесь можно приобрести 12 млн товаров в 34 категориях, но если учесть сторонних продавцов, то маркетплейс продает около 350 млн товаров.

Интересно, что Безос в эпоху интернета сделал ставку не только на онлайн-торговлю: 9 октября 2014 года Amazon открыла на Манхэттене в Нью-Йорке первый офлайн-магазин и экспертам казалось, что вскоре компания откроет сотни тысяч стационарных заведений. Но Безос выбрал стратегию поиска омниканальных решений, позволяющих размыть границы между онлайном и офлайном, повышая лояльность существующих и привлекая новых покупателей: физические магазины становятся полигоном для испытания разнообразных концепций, где выдают интернет-заказы и оформляют возвраты товаров, при этом снижая затраты на логистику.

Целью всех офлайн-магазинов Amazon является не только продажа товаров, но привлечение максимального количества людей в экосистему компании и расширение базы для Prime-подписки. Такой вывод напрашивается после обнародования отчета компании за первый квартал 2021 года: онлайн-продажи составили $52,9 млрд, в то время как офлайн-магазины сгенерировали только $3,92 млрд.

Покорение «Эвереста»

IPO было ключевым этапом в развитии Amazon: 15 мая 1997 года компания разместила 3 ​​млн акций (по цене одной в $18) и заработала $54 млн на бирже NASDAQ при капитализации в $438 млн. Привлеченный капитал Безос инвестировал в улучшение работы сайта и разветвления дистрибьюторской сети и это позволило существенно сократить сроки доставки товаров. Доходы компании увеличились почти в 10 раз: с $15,7 млн в 1996 году до $148 млн по итогам 1997 года.

Крах дот-комов в начале 2000-х годов оказался роковым для многих стартапов, которым пришлось объявить о банкротстве на фоне конкуренции и всеобщего ослабления экономики. Безос решил пережить тяжелые времена с помощью существенного сокращения расходов: в 2001 году он сократил около 1300 сотрудников, закрыл дистрибьюторский цех, уменьшил финансирование маркетинговых акций и заключил сделки с розничными сетями. Такие меры позволили Amazon увеличить продажи до $3 млрд и впервые в своей истории в четвертом квартале выйти на чистую прибыль в размере $5 млн.

Инстинкт бизнес-акулы

Ведущим компаниям свойственно и естественно на пути своего становления поглощать мелких игроков и расширять собственные бизнес-горизонты и Amazon не стал исключением из правил. В 1998 году Безос приобрел британского продавца книг Bookpages, немецкого дистрибьютора литературы Telebook и гигантскую базу данных о фильмах, актерах, телешоу и видеоиграх – Internet Movie Database (IMDb). В 1999 году Amazon купила 46% акций интернет-аптеки Drugstore.com и поисково-статистическую систему Alexa Internet (за $250 млн). В течение 2004-2010 годов Безос купил сразу несколько интернет-магазинов – Joyo.com, Audible.com, Fabric.com, Shopbop, AbeBooks, Quidsi (Diapers.com) и Zappos.

В 2012 году Amazon купила компанию Kiva Systems (сейчас она называется Amazon Robotics) – производителя складских роботов для автоматического перемещения товаров, что позволило сократить расходы на подготовку заказов на 40%. В 2014 году Безос за $970 млн купил перспективного американского разработчика видеоигр Twitch и в итоге появилась Amazon Game Studios, охватившая глобальное игровое сообщество и перевела его на собственную облачную платформу.

В 2017 году Amazon приобрела сеть супермаркетов Whole Foods Market (более 470 магазинов) за $13,7 млрд и значительно расширила свое присутствие в качестве физического розничного продавца, а в 2018 году купила 49% акций индийской сети продуктовых магазинов More. В 2021 году Amazon за $8,45 млрд купила одну из старейших голливудских киностудий Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), владеющую более 4 тыс. фильмов и 17 тыс. телешоу, среди которых кинофраншизы о Джеймсе Бонде, Рокки и Хоббите.

Технологический прорыв

Рынок гаджетов в глазах Безоса выглядел еще одним лакомым куском, который хотелось откусить и в 2007 году Amazon выпустила собственную электронную книгу Kindle по цене $399. Компания решила не ограничиваться аппаратной поддержкой нового тренда и в 2009 году создала собственное издательство Amazon Publishing, чтобы печатать новые книги в электронном формате, продажи которых впоследствии превзошли бумажные.

Опираясь на предыдущий успех с электронными книгами, Amazon в 2011 году выпустила свой планшет Fire по цене $199 и предоставила пользователям максимально доступное устройство для прослушивания музыки, просмотра фильмов и чтения книг, укрепив позиции поставщика цифрового контента.

Также компания разработала телевизионную приставку Fire TV, которая имеет 34 млн пользователей во всем мире и стала самой популярной платформой потокового видео в США, Великобритании, Германии, Индии и Японии. А «умные» колонки Echo от Amazon уже занимают 35% мирового рынка, конкурируя в упор с Google Home (29,9% рынка).

В 2013 году Amazon начала выпускать беспилотники, которыми доставляет заказанные товары и планирует усовершенствовать их так, чтобы они понимали человеческие жесты и руководствовались голосовой командой. Также компания хочет запустить дирижабли, которые будут летать на высоте 13 км в местностях повышенного спроса на конкретный товар и как только заказ будет оформлен, они загрузят его на дроны и доставят непосредственно в руки покупателей.

В 2014 году Amazon попыталась выйти на высококонкурентный рынок смартфонов, представляя собственную разработку Fire Phone по цене $199, но СМИ раскритиковали его дизайн и технические характеристики. Первые шесть недель на рынке отметились нулевыми продажами, после этого Amazon снизила цену вдвое, но смартфон все равно не покупали, и она решила снять его с производства.

В 2021 году Amazon разработала свой первый домашний робот Astro на базе технологии умного дома Alexa. Им можно дистанционно управлять, когда вас нет дома, чтобы заботиться о своих родных, домашних животных и безопасности жилья.

Почти все финансовые показатели компании, за исключением отдельных периодов, стабильно росли:

Основные финансовые показатели (млрд $)
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Выручка 34,20 48,08 61,09 74,45 88,99 107,01 135,99 177,87 232,89 280,52 386,06
Операционная прибыль 1,41 0,86 0,68 0,75 0,18 2,23 4,19 4,11 12,42 14,54 22,9
Чистая прибыль 1,15 0,63 -0,04 0,27 -0,24 0,6 2,37 3,03 10,07 11,59 21,33
Активы 18,8 25,28 32,56 40,16 54,51 64,75 83,4 131,31 162,65 225,25 321,2

В 2018 году капитализация Amazon превысила $1 трлн и она стала второй в истории компанией (после Apple), пересекшей этот рубеж. 7 января 2019 года акции Amazon подорожали на 3,4%, а капитализация составила $797 млрд и это позволило стать самой дорогой компанией в мире, опередив Microsoft, Alphabet и Apple.

В 2021 году Amazon стала крупнейшим ритейлером в мире (за пределами Китая) и опередила Walmart: в основном благодаря сервису Amazon Prime, который насчитывает более 200 млн клиентов в мире и за плату в $99 в год предоставляет скидки 5-20% на определенные категории товаров, обеспечивает их оперативную доставку и предлагает неограниченный доступ к играм, фильмам, музыке и телешоу.

Безос решил, что его миссия в Amazon выполнена и в прошлом году он ушел с должности генерального директора, оставаясь при этом исполнительным председателем совета директоров компании. Он продолжает участвовать в важных проектах Amazon, но уделяет больше времени своему благотворительному фонду Bezos Earth Fund, газете The Washington Post, фонду Amazon Day 1 Fund и аэрокосмической компании Blue Origin.

Формула эффективных продаж

Профессор бизнес-школы Скотт Гэлловей в своей книге «Большая четверка. Тайны успеха Amazon, Apple, Facebook и Google» отметил, что залогом огромных достижений Безоса стало то, что он изначально решил продавать товар, который многим был нужен, стоил недорого и не требовал много места для хранения. Этим товаром были книги, а когда интернет стал стремительно развиваться, он стал продавать другие товары. Ассортимент существенно увеличился, на закупку товара и аренду складов не нужно тратить деньги – так появился маркетплейс. Сейчас Amazon пытается привлекать покупателей в интернете с помощью нескольких маркетинговых инструментов.

  • Предложение дня. На конкретные товары устанавливаются более низкие цены, чем у производителя или оптового поставщика.
  • Система рекомендаций. Когда открывается карточка товаров, вместе с ней на странице появляются другие подобные товары в одной ценовой категории.
  • Ориентация на клиента. Любой недовольный клиент может отправить электронное письмо непосредственно Безосу по адресу: jeff@amazon.com  Он сразу отправит это письмо сотрудникам компании и они должны подготовить ответ, который должен получить этот клиент.
  • Система отзывов на сайте. Впечатления покупателей, а не рекомендации продавцов являются основным фактором продажи товаров.
  • Акции по праздникам. Ни один праздник не проходит без специальных скидок на товары.
  • Помощь в поиске. Пользователь скорее находит нужный товар, если создать отдельные категории с интригующими названиями «Самая низкая цена», «С этим товаром также покупают», «Рекомендовано вам» и «Вместе дешевле».
  • Повторные продажи. Для недорогих товаров следует создать категорию «Купить еще раз».
  • Детальное описание товаров. Товары нужно сопровождать качественными фотографиями и информацией об их составе и сроке годности.
  • Использование видеопрезентаций. Это создает эффект живого просмотра товара, вызывает доверие и появляется желание его приобрести.

Торговые эксперименты

Amazon открывает офлайн-магазины в следующих концепциях:

Amazon Books. Магазин построен по принципу Amazon.com: все книги на полках выставлены фронтально, поэтому количество наименований ограничено. Под каждой книгой предлагается рейтинг на сайте Amazon.com, а также отзыв покупателя. Отдельные стенды в середине зала представляют бестселлеры недели и месяца. Также на полках выделены книги, имеющие самый высокий рейтинг в конкретном разделе (например, «Детская книга» или «Бизнес-литература»). Значительная площадь магазина выделена под устройства Amazon: Fire, Echo и Kindle. К 2021 году было открыто 24 таких магазина.

Amazon pop-up. Этот формат Amazon стал испытывать в 2019 году исключительно для презентации своих устройств. В торговых центрах США было открыто 87 таких магазинов, но в 2020 году они были одномоментно закрыты. На их месте возникло пять новых, каждый из которых имел тематическую направленность. Один был посвящен 50-летию куклы Barbie, другой – мстителям Marvel, третий представлял видеокамеры. Вскоре pop-up-магазин Amazon был открыт в Лондоне в качестве шоу-рума для брендов одежды, представленных на Amazon.co.uk. Он просуществовал всего неделю, став местом проведения занятий по йоге, дискуссий о трендах на бьюти-рынке, а также концертов живой музыки. А компания Pepe Jeans организовала здесь мастерскую, помогавшую покупателям «подстраивать» купленную одежду под себя. Ассортимент товаров менялся каждые два дня. Посетители могли купить что-то на месте или отсканировать этикетки на одежде, отправив понравившуюся модель в свою корзину на Amazon.co.uk.

Amazon Go. 22 января 2018 года в Сиэтле открылся первый супермаркет самообслуживания Amazon Go. Покупателям нужно скачать мобильное приложение, сгенерировать QR-код, приложить его к турникету, выбрать необходимые товары, а сумма за покупки автоматически списывается с пользовательского счета Amazon. Основа ассортимента Go – готовые блюда, сэндвичи, снеки, поэтому торговые точки часто размещаются в людных местах, рядом с офисными центрами и туристическими достопримечательностями. Однако до полноценного продуктового магазина они не дотягивают. Сейчас уже открыто 25 таких магазинов.

Amazon Go Grocery. Несколько лет, прошедшие с момента открытия первого магазина Go, позволили опробовать технологии и усовершенствовать их. В итоге, Amazon открыла полностью цифровой магазин, который почти в пять раз больше по площади, чем Go. В США сейчас работают два таких магазина, и будущее концепции, кажется, связано с другими странами.

Amazon Fresh. Первый магазин этой концепции был открыт в сентябре 2020 года. Магазин стал еще больше по площади, ассортимент тоже значительно расширился, однако от большинства технологий пришлось отказаться: никаких сенсоров на полках и распознавания лиц на выходе. Правда, некоторые интересные технические новинки есть и здесь. К примеру, голосовой ассистент Amazon – Алекса – помогает в поиске подходящих продуктов на полках. Избежать очередей на кассе позволяет «умная тележка» Amazon Dash Cart. Взяв ее, покупатель входит в свой аккаунт на Amazon, а дальше тележка, снабженная сенсорами, весами и технологией компьютерного зрения, распознает каждый товар, определяет его вес и стоимость и добавляет в виртуальную корзину. Следует выйти из магазина, как деньги будут списаны со счета. Магазин снабдили отделом кулинарии, а упор в продвижении сделали на выгодные ценовые предложения. Amazon считает эту концепцию успешной, и потому Amazon Fresh довольно быстро появились во всех крупнейших городах США, а в 2021 году открылись в Лондоне, Берлине, Гамбурге, Милане, Мюнхене, Риме, Токио, Сингапуре.

Amazon 4 star. Первый магазин открылся в 2018 году, а сейчас их сеть насчитывает 40 точек, одна из них находится за пределами США. По сути, Amazon 4 star – это шоу-рум для товаров с самым высоким рейтингом, представленным на Amazon.com. На сайте, где есть буквально тысячи товаров, легко потеряться, тогда как магазин предлагает то, что уже пользуется спросом и имеет хорошие отзывы. На полках магазина можно найти товары из разных категорий (электротовары, игрушки, игры и товары для дома, около 2 тыс. позиций), которые отбираются в соответствии с рейтингом среди местных покупателей (он должен быть не ниже 4*). Ассортимент регулярно обновляется по активности пользователей на сайте. Особое внимание в магазине уделяется презентации бытовой электроники производства Amazon.

Работа под микроскопом

Amazon является вторым по величине после Walmart частным работодателем в Соединенных Штатах, в штате которого насчитывается 1,34 млн. сотрудников. В основе отбора персонала лежит программа Amazon Leadership Principles, состоящая из двух этапов: телефонный разговор в течение 60-90 минут и личное собеседование в течение 5 часов с рекрутером, руководителем и другими работниками на аналогичных должностях. Система адаптации нового персонала предполагает, что каждый новый сотрудник две недели работает на складе, занимаясь упаковкой и отправкой товара. На шестой неделе работы он должен выйти на 100-процентную эффективность.

Согласно исследованию некоммерческой правозащитной организации Open Markets Institute в 2020 году, Amazon создала жесткую систему контроля над сотрудниками. На складах с помощью видеонаблюдения фиксируют, не задерживается ли сотрудник на перерыве, который разделяется на три части в течение рабочего дня: один раз – 30 минут и дважды – по 15 минут.

Сотрудникам запретили приносить на склад личные вещи, кроме бутылки с водой и прозрачного пакета с деньгами. Если сотрудник медленно работает, то специальная электронная система объявляет выговор, который может привести к увольнению. Компания также запатентовала браслет для слежки за руками сотрудника, который будет вибрировать, если они не задействованы в работе.

Курьеры обязаны четко соблюдать установленный маршрут, а водители должны вовремя доставлять 999 посылок из 1000, что часто приводит к превышению скорости и большому количеству ДТП на дорогах. В конце рабочего дня всех сотрудников Amazon тщательно обыскивают на предмет возможной кражи. Такая проверка длится от 25 до 60 минут, и это время компания не компенсирует.

Читайте также —

Экономьте деньги и живите лучше: история успеха сети Walmart


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка