Человек, изменивший все. История соучредителя McDonald’s Рея Крока
Соучредитель McDonald’s Рэй Крок доказал всему миру, что миллионером можно стать и после 50 лет. Именно он убедил братьев Макдоналдов продать ему право на распространение франшизы и благодаря его участию компания завоевала международную популярность.
В день рождения американского предпринимателя редакция MC.today рассказала историю становления бизнесмена и как ему удалось создать легендарный бизнес. RAU предлагает адаптированную версию статьи.
Начало карьеры
Родился будущий миллионер 5 октября 1902 года в семье чешских иммигрантов в Оук-Парк недалеко от Чикаго. Раймонд Альберт Крок начал работать еще в старшей школе – сначала в овощном магазине, а затем продавцом лимонадов. Во время Первой мировой войны пятнадцатилетний Рей подделал свои документы и стал водителем скорой помощи Красного Креста. Позже Рэй Крок устроился торговым представителем в фирме по продаже бумажных стаканчиков, однако продажи шли не слишком успешно, поэтому после работы он работал еще музыкантом на радиостанции. В середине 1930-х годов Раймонд начал развивать прибыльный бизнес приборов для приготовления коктейлей Multimixer. Именно благодаря этим приборам он и познакомился с братьями Ричардом Джеймсом и Морисом Джеймсом МакДоналдами.
Судьбоносная встреча
Мультимиксеры были новой концепцией в промышленности, которую Рэй продвигал в течение 25 лет. Однажды он получил заказ на восемь приборов. Каждый мог сбивать пять коктейлей ежеминутно, восемь мультимиксеров – 40 коктейлей в одну минуту. «Я хочу увидеть этот ресторан», — сказал себе Рэй. Это был McDonald’s, принадлежавший братьям МакДоналдам. Они встретились в 1954 году, тогда Рею Кроку было 52. Ресторан братьев МакДоналдов отличался от других, как по концепции, так и по подходу к производству продукции. Они показали новую модель работы:
- ввели систему самообслуживания;
- заменили посуду на одноразовую бумажную;
- сократили меню до девяти позиций.
Работа заведения напоминала конвейер, где каждый сотрудник выполнял простую функцию, не требующую специальной квалификации: жарил котлеты, собирал бургеры и т.д. Таким образом братья МакДоналды создали совершенно новую концепцию ресторана быстрого питания, где главным было быстрое обслуживание, низкие цены и большие объемы продаж.
Рэй Крок оценил достижения братьев МакДоналдов и предложил им обсудить идею открытия нескольких подобных заведений. Еще до встречи с ним братья продали, по разным данным, от 6 до 21 франшиз на создание подобных заведений. Однако расширением сети они не интересовались. Бизнесмен убедил МакДоналдов продать ему право на распространение франшизы. По условиям контракта новые франчайзи должны платить 1,9% от объемов продаж: 1,4% Кроку на развитие бизнеса и 0,5% братьям МакДоналдам.
На пути к мировой славе
Идея «клонировать» новаторский ресторан кардинально сменила карьеру и Крока, и МакДоналдов, а также принесла им мировую славу. Конечно, метод Крока нельзя назвать уникальным, ведь и франчайзинг, и фаст-фуд уже существовали. Однако он ввел определенные собственные принципы:
- строгое соблюдение бренда McDonald’s и стандартизация работы;
- продажа лицензии на 20 лет только на один ресторан и если франчайзи оправдывал доверие, он получал право открыть еще один;
- впервые прибыль зависела от дохода ресторатора;
- реклама с четкой аргументацией;
- полная документация коллективного опыта работы;
- ориентация на главного клиента – семьи.
Основные принципы, которые исповедовали работники заведения: высокое качество продукции, культура обслуживания и чистота.
Трансформация в цифрах
Заведения McDonald’s начали появляться везде в США. В конце 1956 года товарооборот 14 заведений составил $1,2 млн. Уже через четыре года было 228 заведений с товарооборотом в $37,6 млн. К середине 1960-х годов компания продала 400 млн гамбургеров. Однако с развитием и расширением сети ресторанов Крок все чаще спорил с МакДоналдами. Споры окончились тем, что в 1961 году он предложил братьям продать ему бизнес. Они согласились и назвали сумму в $2,7 млн.
«Тогда я уронил телефон, зубы и все остальное. Они спросили, что это за шум, и я ответил, что это я прыгаю с 20-го этажа LaSalle-Wacker Building», – вспоминал Крок.
Сумма была слишком велика, поэтому бизнесмену пришлось залезть в долги и он все же выкупил права на франшизу. Однако Крок до конца жизни держал обиду на братьев. МакДоналды отказались передать Кроку свой первый ресторан в Сан-Бернардино. Заведение продолжило работать, хотя и сменило название на Big M.
Однако Крок с этим не согласился, открыл через дорогу McDonald’s и через несколько лет заставил конкурентов закрыться.
Рэй Крок скончался в 1984 году. Тогда товарооборот компании превышал $10 млрд, было продано 50 млрд гамбургеров, в 36 странах работало 8300 заведений. Новый McDonald’s в мире открывался каждые 17 часов, и ежегодный объем товарооборота среднего заведения составил более $1,2 млн. Рэй Крок был включен в 100 важнейших людей века по версии журнала The Times.
McDonald’s – один из самых успешных и известных брендов в мире. Крок создал настоящую философию компании и задал высокую планку стандартов ресторанов быстрого питания, которых придерживаются до сих пор.