Евгений Тришин, Glovo в Украине: Тренды доставки — что изменила война

Евгений Тришин, Glovo в Украине: Тренды доставки — что изменила война

06.07.2022 08:15
  856
Дарія Осіїк

Генеральный менеджер компании Glovo в Украине Евгений Тришин в своей авторской колонке для НВ рассказал как именно под влиянием событий после 24 февраля меняется рынок доставки и что ждет его дальше.

Ускорение инфляции и рост цен

Первые дни военных действий на территории Украины ознаменовали начало будущего мирового продовольственного кризиса. Для нас уменьшение урожая отразится на ускорении инфляции и росте цен на продукты питания. Будет расти стоимость бензина, мы это уже видим, а еще электричества и газа, что приведет к прямому увеличению затрат на операционную деятельность бизнеса.

Для агрегаторов доставки, в первую очередь, это отразится на повышении компенсации курьерам, ведь их расходы на топливо или обслуживание транспортных средств тоже будут расти.

Сокращение доходов и расходов населения

С одной стороны, мы увидим рост цен, а с другой — желание населения сохранить деньги «на черный день». Ведь какие-либо проблемы в стране и нестабильность экономической ситуации обычно приводят к сокращению затрат. К тому же значительная часть населения потеряла источники стабильного дохода, так что режим экономии станет значительным фактором при покупках в ближайшие годы.

В Glovo мы видим, что большинство городов на Западе Украины, а также Полтава или Винница, куда переехало большое количество украинцев с востока и юга, не показали взрывного роста количества заказов. Многие предпочитали самостоятельные покупки в продовольственных магазинах заказам с доставкой через мобильное приложение.

Нестабильность ситуации безопасности

Факт: ситуация с безопасностью в нашей стране, Европе и мире ухудшилась и вполне возможно будет ухудшаться и в дальнейшем. Быстрого ответа на него не будет, поскольку Россия будет продолжать использовать вооруженный шантаж. Это приведет к замедлению инвестиций в бизнес, отсрочке запуска международных брендов в Украине, а также приостановит процессы слияния и поглощения компаний. Однако есть и положительные тренды, на которые следует обратить внимание.

Ускорение диджитализации

С точки зрения уменьшения количества платежеспособного населения, кризис, вызванный полномасштабным вторжением, напоминает первые волны Covid-19, а до этого — финансовые кризисы 2008 и 2014 годов. За время пандемии крупным игрокам индустрии доставки, имевшим сформированную лояльную аудиторию и достаточный масштаб, удалось выйти из кризиса более сильными, в частности, благодаря привыканию населения к цифровым услугам и ускорению тренда диджитализации — большему проникновению онлайн-сервисов, более быстрому восприятию потребителями новых возможностей, а предприятиями — дополнительных каналов продаж. Например, в приложении Glovo за время пандемии резко возросло количество пользователей, частота потребления на одного пользователя выросла в среднем на 12-15%, а количество заказов доставки из супермаркетов увеличилось почти в четыре раза.

Диджитализация позволяет не просто предлагать продукт или его доставлять — когда-то этого было достаточно, но и предлагать новые мультиплатформенные услуги, позволяющие легче привлекать и удерживать дополнительную аудиторию потребителей через легкий доступ к ним. На примере нашей компании такими услугами являются онлайн-консультации и вызов врача, возможность помочь стране через функцию «Помоги Украине».

Переход на гибкие бизнес-модели

Гибкость бизнес-модели — тренд, который делает ее актуальной в современном динамичном мире, позволяя легче противостоять форс-мажорным обстоятельствам, и значительно быстрее возобновлять бизнес после приостановки его работы. Гибкость буквально заложена в ДНК современных мобильных бизнесов, в частности, в индустрии доставки. Например, формат работы таких маркетплейсов как наш позволяет быстро уменьшать или увеличивать количество стейкхолдеров на платформе для сохранения баланса и стабильной работы. То есть, если 24-25 февраля мы приостановили операционную деятельность на территории Украины, то сейчас нам уже удалось выйти на 40% заказов при 70% подключенных партнерах по сравнению с периодом до 24 февраля.

Новые форматы взаимодействия

Противостояние кризису возможно из-за реорганизации экономики, в нашем случае — восстановление цепочки поставщик-ритейлер-клиент через маркетплейс.

Фактически речь идет о переформатировании рынка, где составные части экосистемы — поставщики, ритейлеры со своими пунктами продаж и конечные потребители — остаются, но у них появляются новые форматы взаимодействия.

Хорошим примером является появление дарксторов, значительно дополняющих рынок, создавая возможности, которых до сих пор не было. Дарксторы отвечают на запрос потребителей, которым нужны базовые продукты здесь и сейчас, в пределах 20 минут, тогда как традиционные супермаркеты предлагают более широкий спектр товаров, однако, за больше времени. Важно, что новые формы взаимодействия не вытесняют старые, на базе которых экономика работала годами. Они сосуществуют, закрывая разные потребности и создавая более широкие возможности для потребителей — «быстрой» и «запланированной» покупки.

К подобным форматам также можно отнести «облачные кухни» и виртуальные франшизы, способствующие ускорению бизнеса, требующие значительно меньше инвестиций в его открытие и восстановление.

Расширение ассортимента для увеличения количества потребителей

Посмотрим, что это означает на нашем примере. На первый взгляд, она предполагает создание на базе интернет-платформы экосистемы, в рамках которой взаимодействуют пользователи, курьеры и партнеры. Но если посмотреть шире — этот бизнес имеет максимальное расширение экосистемы, которая бы включала любые продукты, услуги, бизнесы или организации, которые пользователь приложения может найти в своем городе (аналог Alibaba). Простыми словами: цель — перенести максимальное количество возможностей сделать заказ жителям города в приложении, чтобы ими можно было воспользоваться в пару кликов.

Интересная аналогия в упрощении доступа к отдельному ассортименту является между традиционным ртейлом и службами доставки: в физических магазинах на free service переходят отделы готовой пищи, а на платформах агрегаторов доставки среди ассортимента ритейлеров и в дарксторах, кроме привычных продуктов и товаров, также появляется готовая еда – аналог блюд из ресторанов.

Кроме расширения ассортимента товаров, происходит увеличение количества возможных услуг и предложений. Например, на нашей платформе уже можно найти медицинские услуги — онлайн-консультации и возможность вызова врача домой. А поскольку медицинские услуги предоставляются через партнера, они не привязаны к имеющемуся покрытию Glovo, поэтому ими можно воспользоваться на территории всей страны.

Также хорошим примером является расширение базы потребителей путем создания нового пользовательского опыта для них. Так, в начале широкомасштабного вторжения России мы подключили к приложению ряд благотворительных фондов, чтобы пользователи могли не только делать заказ, но легко и быстро финансово помочь уже проверенным организациям.

Следовательно, тренды, влияющие на доставку, разнонаправлены. Цена как готовой пищи, так и пищевых продуктов будет расти, равно как и маржа операторов доставки. Количество платежеспособных клиентов будет уменьшаться. Однако тренд на сокращение доходов населения все же меньше, чем потенциал к увеличению рынка из-за изменения способа потребления, еще более быстрой диджилизации, а также способности маркетплейсов сохранять свою гибкость в формировании новых возможностей и предложений.

Читайте также — 

111 дней войны: хронология важнейших событий для ритейла и девелопмента


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка