
Сеть EVA закрыла сделку по приобретению складского комплекса Омега-1 в Броварах


Соучредитель и генеральный директор группы компаний Фокстрот о начале бизнеса, настоящем и будущем ритейла, актуальных трендах и многом другом.
Геннадий Выходцев в интервью порталу Delo.ua рассказал о том, как за четверть века изменилась торговля, чего хотят современные покупатели и как это влияет на форматы торговли. RAU подготовила основные тезисы интервью.
У 1994 году мы начали совместный бизнес по оптовой продаже бытовой техники и электроники с Валерием Маковецким (сегодня — председатель наблюдательного совета сети Фокстрот). Вместе находили первых покупателей японских видеомагнитофонов. Все приходилось проверять на собственном опыте, а успеха достигали путем проб и ошибок. Например, удалось подключить железнодорожный транспорт для отправки товаров в регионы. Тогда это удивило всех невиданной оперативностью в логистике и сделало нас конкурентными.
Сегодня ГК Фокстрот развивает бренды Фокстрот (163 магазина и интернет-площадка), Секунда (49 магазинов часовой техники). А еще в Черновцах, Черкассах, Николаеве, Лубнах и Кропивницком работают пять торгово-развлекательных центров под брендом DEPO’t Center и Fantasy Town (управление недвижимостью) .
По результатам 2018-го доход компаний, развивающих бренд Фокстрот, увеличился на 25%. Мы растем вместе с рынком, который в 2018 году, по данным GFK, вырос на 25%.
Розничные магазины — это наиболее эффективный выход на конечного потребителя и развитие собственного бренда. Команда Фокстрот стремится закрепить такие стандарты работы с покупателем, чтобы о нас говорили: «Хочу, чтобы меня обслужили, как в Фокстроте».
Сейчас ритейл постоянно меняется. Крупных магазинов, где физически присутствуют все товары, больше не существует.
Современный магазин — это больше шоу-рум, где происходит демонстрация товара, а сам товар находится на электронной полке, ведь выбор в интернет-пространстве безграничен. Тогда покупатель воспринимает покупку как дополнительное развлечение с элементами шопинга.
Чтобы удерживать уровень сервиса, нужно постоянно пересматривать операционные процессы. Ведь именно здесь ведется основная борьба за покупателя: качество консультации, качество доставки, профессиональная установка, гарантии, обслуживание. Даже цена сегодня — не самое яркое конкурентное преимущество. Повторить цену, такую же как у конкурентов, можно через несколько секунд (даже не минут) после конкурентов. На поддержание качества может уйти не один месяц.
С точки зрения стабильных покупок в безусловном фаворе у украинских покупателей крупная бытовая и мелкая бытовая техника. На этот товар у нас стабильный спрос. Но сейчас в мире разворачивается процесс смартфонизации, без смартфона невозможно проехать в транспорте, заправить автомобиль, оформить кредит, купить продукты. Люди на качественное изменение торговли реагируют быстро: хотят новые модели гаджетов, планируют быструю замену старых моделей на новинки.
Поэтому логично делать акцент на смартфоны в категорийном менеджменте, омоложение аудитории в маркетинге, разновидности рассрочки, быстрые кредиты, максимальное облегчение замены смартфонов на более новые модели. Это сделает компанию более гибкой и стойкой.
Продавец должен добиться, чтобы все было собрано в одном месте и не сбивало покупателя с толку при выборе товара, покупки и пост-обслуживания. Покупателю важно оперативно определиться с характеристиками, а дальше максимально быстро купить и получить свой гаджет. С точки зрения покупателя на сайте продавца должен быть свой кабинет, свой кошелек. Надо ускорить получение всех электронных чеков, сервисных книжек, чтобы человек не думал, какие у него бонусы и размеры скидок и так далее.
Я бы хотел, чтобы Фокстрот оставался брендом-экспертом. Чтобы компания ассоциировалась не только со мной или Валерием Маковецким, но и с командой. Исторически сложилось, что на рынке бытовой техники бренды не ассоциируются с людьми. И это очень важно сейчас исправить. Люди хотят доверять людям.
Во время тотального информационного шума человеку удобно иметь бренд-эксперт в своем пуле помощников. В активе Фокстрот 163 торговые точки и интернет-площадка с посещением до 10 млн человек ежемесячно — это хорошее стартовое преимущество для омниканального бренда. Ведь для покупателя важно: простой выбор, быстрый заказ в интернете, получение в магазине в любое удобное время, наличие расчетного документа (фискальный чек мы выдаем на все товары) и удобное пост-обслуживание. Украинский потребитель с точки зрения сервиса — самый требовательный, по крайней мере в Европе. Наш покупатель стремительно молодеет и надо реагировать на этот тренд.
Сейчас идет экспансия мировых брендов-продавцов в Украине, возрастание роли ТРЦ в украинском ритейле. Здесь можно провести время с семьей, сделать понятный выбор покупки, поскольку на одной площадке находятся 3, 4, 5 ритейлеров. Здесь можно подобрать сервис, который нравится, сравнить цену, не теряя много времени. Поэтому, безусловно, количество магазинов в Украине в будущем сократится, ведь это уже не конкурентное преимущество. Акцент будет сделан на покупателя и его ожидания качественного шоппинга и впечатлений.
Поэтому ритейл будет модифицироваться: магазины могут быть более насыщенные товарами или менее насыщенными (в зависимости от локации, где они находятся), или это может быть шоу-рум с вариантами шоп-энд- шопа. Но в любом случае ритейл на рынке останется.
Читайте также —
Вячеслав Поврозник, Фокстрот: Риски — ключевой фактор этого года