Галина Герега, совладелец Эпицентр К: Мы инвестируем в украинских производителей

Галина Герега, совладелец Эпицентр К: Мы инвестируем в украинских производителей

15.07.2019 08:15
  1106
Костянтин Симоненко

Сооснователь группы компаний Эпицентр К о поддержке отечественного производства, перспективных нишах и диверсификации собственных активов.

Читайте українською

Соучредитель группы компаний Эпицентр К Галина Герега выступила одним из спикеров первого RAU Investment Forum 2019, организованного Ассоциацией ритейлеров Украины и инвесткомпанией Dragon Capital. Во время сессии, посвященной перспективным отраслям инвестирования в украинской экономике, Галина рассказала о том, кто может попасть на полки ведущего ритейлера Украины, во что стоит вкладывать средства и почему компания открывает магазины в регионах.

О новом старом формате

В последнее время Эпицентр К стал открывать небольшие торговые центры в регионах. С чем связана смена формата?

— Мы начали реализовывать программу строительства торговых центров малых форматов (4000 — 6000 кв. м) в районных центрах и небольших городах областного подчинения в 2016 году. Торговые центры Эпицентр есть уже во всех больших городах Украины, и мы решили дать жителям малых городов доступ к широкому выбору товаров и качественному обслуживанию.

Уже работают семь таких ТЦ, и мы будем запускать такие объекты по всей Украине.

— В каких областях делаете акцент на магазины меньшего размера?

— Мы активно ведем строительство таких торговых центров во Львовской области, так как считаем этот регион очень перспективным. В апреле был открыт ТЦ в Дрогобыче, заканчивается строительство в Червонограде, ведутся работы в Ковеле и Нововолынске.

В то же время мы продолжаем открывать и крупные объекты. 15 июня мы открыли большой торговый центр в Краматорске площадью 17 700 кв. м. Он стал 52-м в сети Эпицентр. Для нас этот проект несет скорее социальную миссию. ТЦ находится в 60-ти километрах от линии разграничения, но мы запустили его, чтобы поддержать развитие восточного региона и дать возможность людям в прифронтовых городах получать такой же сервис и ассортимент товаров, как и во всей Украине.

— Активное развитие торговой инфраструктуры говорит про оптимистический настрой в компании?

— Сегодня все говорят о западных инвестициях, как о панацее для украинской экономики. Иностранного инвестора ждут как мессию, который должен прийти и спасти государство.

Скажу вам как представитель одной из крупнейших отечественных компаний: не надо никого и ничего ждать. Сейчас лучшее время, чтобы инвестировать в Украину. Собственные средства в собственное государство.

В нашей воюющей стране за последние годы построено больше 200 заводов, идет строительство еще 50 заводов и 70 элеваторов. По данным Госстата, за 2018 год объем внутренних инвестиций в шесть раз превысил инвестиции из-за границы.

Поэтому я считаю, что будущее Украины – за развитием внутреннего производства. Нужно только набраться смелости и инвестировать в создание отечественного продукта.

Об инвестициях в ритейл

Что, по вашему мнению, мешает развитию внутреннего производства?

— Можно долго дискутировать о несовершенстве законодательства, работе налоговой и таможенной служб, но, по моему мнению, в первую очередь украинскому бизнесмену мешает чрезмерно пессимистическая оценка своих возможностей – пресловутый «комплекс меншовартості».

В наших головах плотно засели мысли «это не получится», «ниши заняты», «рынок переполнен» и так далее. От этих внутренних преград нужно избавляться.

Например, в 2014 году, когда все были в шоке от безумного падения курса гривни, мы открывали крупнейший торговый центр, который вошел в Книгу рекордов Украины, как самый большой в нашем сегменте. Почему? Мы понимали: спрос вернется, люди захотят сохранить деньги, конвертируя их в товар и надо быть к этому готовыми.

— Помнится, тогда из-за девальвации гривны, очень упал спрос на импортные товары…

Подорожавшие втрое из-за девальвации гривни импортные товары стали основной проблемой всех ритейлеров. На тот момент доля импорта в нашей сети составляла около 25%. Чтобы полки торговых центров не остались пустыми, мы приняли решение проехать по всей Украине в поисках отечественных производителей. И мы их нашли –  от небольших производителей деревянной мебели до крупных производителей сантехники. Более того, мы инвестировали в небольшие местные производства, помогли им увеличить объемы и в итоге получили качественный и недорогой отечественный продукт на полках своих торговых центров. После чего доля импорта в сети сократилась до 11 %.

— Что не могут заменить наши производители?

— Практически в каждом сегменте есть дефицит украинской продукции. Например, 48% спортивных товаров, представленных в наших торговых центрах, – импорт, хотя их можно относительно легко производить здесь, без чрезмерных затрат на организацию бизнеса.

Или товары для дома, которые массово штампует Китай или Польша (здесь доля импорта составляет 40%). К счастью, мы уже научили наших производителей делать мебель для сада – пластиковую и металлическую. В результате за пять лет у нас появились крупные поставщики, которых мы вырастили из ФЛП.

Если говорить о других нишах, где у украинского производителя есть большой потенциал, то это сантехника, электроинструменты, широкий спектр бытовой техники. В Украине практически не производится посуда, профессиональное спортивное и туристическое снаряжение.

— Трудно ли попасть на полки в Эпицентр и кто может претендовать на статус вашего поставщика?

— Кто угодно. Мы принимаем всех с удовольствием, так как дефицит товаров украинского производства еще очень велик. Украинские бренды уже есть, но их не так много.

В областях есть много хороших производителей, у которых недостаточно мощностей, чтобы поставлять товар в 52 ТЦ Эпицентр по всей Украине.

— Ну хорошо, а будут ли украинцы покупать такой товар, руководствуясь не патриотическими соображениями, а практической пользой?

— Как один из крупнейших ритейлеров страны, мы чувствуем: отечественный покупатель оценил качество товаров, которые производятся в Украине и сознательно делает выбор в их пользу.

Об инвестициях в производство

— Вы поэтому занялись производством керамической плитки в Украине?

— В Украине большие перспективы для развития этой отрасли – ежегодно только через сеть Эпицентр реализуется около 14-15 млн кв. м плитки. В нашей стране сконцентрировано 25% мировых запасов каолиновой глины. Ежегодно Украина экспортирует 7 млн тонн белой глины, чтобы иностранные компании производили из нее керамическую плитку и поставляли нам. Почему бы не изменить ситуацию? Мы инвестировали около 3 млрд гривен в строительство завода по производству керамической плитки в Калиновке Киевской области, мощность которого составит 12-15 млн кв. м плитки в год. В скором времени мы планируем запустить первую очередь завода. Вторая очередь будет закончена в 2020 году.

Кроме того, планируется модернизация нашего завода «Карпатская керамика» в городе Калуш (Ивано-Франковская область). Это позволит расширить ассортимент продукции, а также увеличить производственную мощность завода до 7 млн кв. ​​м в год.

— Какую долю рынка керамической плитки вы планируете занять?

— Емкость украинского рынка керамической плитки составляет около 40 млн кв. м, а отечественная промышленность уже выпускает около 60 млн кв. м. Поэтому мы прежде всего планируем экспортировать нашу продукцию. На заводе в Калиновке установлено новейшее оборудование, а качество продукции будет соответствовать международным стандартам. Около 40% продукции завода будет поставляться на внутренний рынок (из них 25 % – в ТЦ Эпицентр), а 60% — пойдет на экспорт. Продукция будет поставляться на рынки Европы, Америки и Ближнего Востока. Завод еще не начал работу, а у нас уже есть с десяток контрактов: с белорусами, казахами, поляками, голландцами и т. д.

— У вас еще есть агробизнес…

— Компания Эпицентр Агро существует всего три с половиной года, но уже успела войти в топ-10 крупнейших агрохолдингов. В развитие аграрного направления уже было инвестировано 6 млрд грн. В управлении профессиональной команды аграриев находится около 120 000 га земли в Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской и Киевской областях, элеваторные комплексы и 20 животноводческих ферм.

Мы столкнулись с дефицитом мощностей для хранения собранного урожая в Украине, поэтому приняли решение дополнительно инвестировать в строительство и реконструкцию элеваторов.

— Означает ли это, что вы достигли потолка в ритейле и пытаетесь развивать бизнес в других сферах?

— Это разумная диверсификация бизнеса. К тому же аграрная сфера – очень интересный бизнес.

— Как вы готовите кадры для ритейла и других видов бизнеса?

— В группе компаний «Эпицентр» работает около 31 000 человек и возможности для карьерного роста – это не просто слова. 70% топ-менеджеров торговых центров начинали свою работу рядовыми сотрудниками. В компании действует многоуровневая система, которая построена на постоянном повышении квалификации. Ежегодно около 50 000 человек проходит обучение по разным группам товаров от поставщиков, не говоря о внутренних тренингах, семинарах и воркшопах.

Я сама регулярно посещаю профильные выставки и мероприятия, чтобы лучше понимать, куда движется мода и технологии.

В современном мире все так быстро меняется, что важно не стоять на месте. Нужно постоянно развиваться, инвестировать в новые сферы и главное, не бояться рисковать.

Читайте также —

Василий Хмельницкий: Топ-5 перспективных направлений в бизнесе до 2025 года


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка