Новый игрок: как IТ-предприниматель за год создал онлайн-супермаркет Foodex24
Оборот Foodex24 сегодня составляет 15 млн грн в месяц, маржа — 26%. Как запорожский IT-бизнесмен создал новый технологический онлайн-супермаркет и как планирует развивать дальше.
Портал Dev.ua в своем материале рассказал об IТ-предпринимателе из Запорожья Владиславе Савченко, который создал новый ритейл-формат для Украины — онлайн-супермаркет Foodex24. RAU публикует адаптированную версию материала.
Как все начиналось
Год назад, в марте-апреле 2020-го, первый общенациональный локдаун превратил работу магазинов и сервисов доставки в настоящий коллапс. Zakaz.ua, Glovo, Raketa а также добровольцы из Kabanchik.com не могли справиться с количеством заказов. В супермаркетах для заказа продуктов надо было бронировать время на несколько дней вперед.
IT-предпринимателю, основателю компании Powercode, президенту Европейской ассоциации программной инженерии Владиславу Савченко было что им предложить, но его никто не хотел слушать.
«Мы обращались ко всем крупным сетям, писали письма в Ашан, Метро, общались с топами Сільпо и АТБ», — рассказывает он. Но, как это часто случается, ритейл-гиганты не спешили отвечать. Поэтому Савченко решил обойтись без партнеров и создал новый ритейл-формат для Украины — онлайн-супермаркет Foodex24.
За год оборот нового столичного бизнеса Савченко увеличился в 15 раз. И теперь к новому нетипичному ритейлеру выстраиваются очереди из поставщиков, а вскоре Foodex24 появится в других городах и за рубежом.
Мегавызов
Переговоры с ритейлерами оказались непродуктивными. И в какой-то момент Владислав осознал: ждать никого не стоит. Бизнесмен начал реализовать свою задумку без партнеров. Но с большим количеством платных советников. «Всего у меня параллельно работало пять консультантов: коммерческий (категорийный менеджмент, товарная матрица), два — по процессам, логистический и консалтинг по маркетингу», — вспоминает предприниматель.
Сегодня часть специалистов, которые консультировали стартап, работают в штате компании. А чтобы подкрепить собственную уверенность в начатом деле, бизнесмен запустил YouTube-Челленж — создать супермаркет за 14 дней. Каждый свой шаг Савченко описывал в детальном влоге на YouTube. И такая медийность сработала: в проект подключались волонтеры, а также Foodex24 заинтересовались инвесторы.
«Я стал суперменом, который никогда не занимался торговлей. Айтишником, который продает еду», — улыбаясь, рассказывает Савченко.
Уже на первых неделях проекта, говорит бизнесмен, он получил 57 предложений по инвестициям с минимальным чеком в $100 тысяч, максимальным — $1 млн. «Евгений Черняк (владелец алкогольного холдинга Global Spirits) предлагал купить в проект 100 машин в обмен на долю в бизнесе на нас смотрел фонд Виктории Тигипко и Ventures», — приводит примеры Савченко.
Но предприниматель на это не согласился и не жалеет. В проект бизнесмен вложил много собственных средств — уже $ 1,6 млн. Из них $200 тысяч — в покупку экспертизы (консалтинг), $600-700 тысяч — в программный продукт, и еще столько же — в оборудование, логистику, аренду, закупку товаров .
Новоиспеченный ритейлер решил сделать ставку на клиентов сегмента «средний +». «Мы — сервис, который помогает остаться сытым. Доставка до холодильника, а не просто магазин», — рассказывает основатель бизнеса.
Завоевывать покупателей решили безотказным сервисом. Весь товар с сайта Foodex24 всегда в наличии, уверяет Савченко. То, чего вдруг не оказалось, быстро довозится, заменяется. Идет постоянная работа над ошибками. И на стороне покупателя они уже не заметны. А в большинстве служб доставки клиентам приходится самим общаться с малознакомыми собирателями корзины покупок и курьерами — тратить время на уточняющие вопросы о заказе.
За компанией ежедневно закреплены 30 автомобилей, которые работают по принципу Uber для продуктов — через специальное приложение для водителей. И количество транспорта может увеличиваться в случае необходимости. Таким образом, в Foodex нет проблем с поиском курьеров, как в сервисах доставки. Все товары доставляются в течение максимум 1,5 часа.
Три основные модели работы на рынке доставки продуктов:
- Классическая. Когда ассортимент, цены, качество товара в онлайне абсолютно идентичны тому, что покупатель может самостоятельно выбрать на полках ритейлера. Все операционные процессы по сборке / упаковке также происходят на территории самого магазина, а ассортимент при этом превышает 25 000 — 30 000 товарных позиций. Для клиента это возможность купить продукты в любимом магазине онлайн без наценки. В такой модели работают Zakaz.ua, Glovo, службы доставки ритейлеров.
- Работа с собственного склада большого формата (более 1 тыс. кв. м). Такому игроку нужно полностью заниматься формированием ассортимента (около 10 000 наименований), закупками, соблюдением санитарно-гигиенических норм, контролем и списанием товаров, у которых закончился срок годности. Заниматься ценообразованием, внедрять системы складского учета и обеспечивать логистику к клиенту. Все эти процессы очень дорогие и трудно масштабируются. В этой модели работает Foodex24.
- Работа с небольших по объему складов по всему городу. В данной модели ассортимент меньше (от 3000 позиций), а также необходимо управлять всеми процессами, но в большем масштабе. Здесь преимуществом для клиента будет получение заказа оперативно — до 60 минут. Финансовый результат такой модели часто отрицательный.
Три факапы на старте
Владислав лично на себе испытал трансформацию с аутсорса в продуктовый бизнес. И признается, что в продуктовом бизнесе всегда есть, что улучшать.
На момент запуска онлайн-супермаркета Foodex24 в Украине не было игроков с подобной моделью. «Это — dark store. Мы хотели полностью контролировать цепочку создания ценности для клиента», — отмечает новоиспеченный ритейлер. Приход товара, его качество, логистика, склад, колл-центр — все из одних рук.
Но поскольку бизнес создавался в кратчайшие сроки, не обошлось и без неприятностей.
Факап 1. Бизнес в Киеве по Zoom. Савченко рассказывает, что проект создавала команда из нескольких десятков человек, которые находились в разных городах. «У нас команда сидела частично в Киеве и Харькове, кто-то — в Запорожье и Днепре. Мы по Zoom строили бизнес в Киеве», — вспоминает он. Такая разбросанность вносила свои коррективы. Если бы вся команда была в одном месте, было бы проще. Сейчас для сотрудников компании оборудовано специальное помещение вблизи складов. Команда закупщиков, категорийные менеджеры, маркетологи теперь работают рядом.
Факап 2. Ассортиментный. Сначала, говорит Савченко, супермаркет запускался с ассортиментом в 850 наименований. Этого оказалось мало: покупатели часто приходили, не находили нужный товар и уходили. «А нужно было запускаться сразу с хорошим ассортиментом — до 2500 позиций», — отмечает бизнесмен.
Вместо этого команда сначала боролась с конверсией на сайте, но проблема была не в этом. Уже сейчас он понимает, насколько рост ассортимента влияет на количество покупок, их частоту, средний чек, количество товаров в чеке.
Для сравнения: при запуске средний чек в Foodex24 был 700-800 грн, сейчас он достигает 1500 грн. Средний чек в АТБ при этом составляет около 100 грн, в Сильпо и Новус — 200-300 грн.
Факап 3. Логистический. Поскольку запускать бизнес нужно было максимально быстро, у предпринимателей не было времени выбирать удобные, оптимальные локации. И первый состав оказался очень неудобным. «Мы посмотрели около 150 объявлений, и выбрали в итоге совсем неприемлемый вариант», — рассказывает Савченко. Это был склад площадью 300 м кв, и три холодных склада по 60 м кв каждый. Все было рассредоточены, а людей — мало. «Приходилось бегать», — вспоминает бизнесмен.
Сейчас проблема решена: Foodex24 переехал в более удобное помещение, арендовав около 2 тыс. кв м складов в столице, вблизи UnitCity. Часть оборудования докупили сами: четыре промышленных холодильника, морозильные камеры.
Бизнес на миллиард
По словам Савченко, от старта и до сих пор проект вырос в 15 раз: количество поставок выросло с 20 до 300 в день. «Мы прирастаем от 15% до 30% в месяц в деньгах, количество клиентов увеличивается. Но мы стартап, и я хочу расти в 2-3 раза», — говорит он.
По словам основателя сервиса, оборот компании составляет 15 млн грн в месяц, а к декабрю Foodex24 планируется достичь ежемесячного показателя в 40-50 млн грн. Савченко нацелен преодолеть миллиардную отметку по итогам года.
Маржа сейчас — 26%. Планы до конца года — 32-35%. Для сравнения — в 2019 году, по данным Forbes Украина, рентабельность продаж АТБ составила 4%, Novus — 2%, а сервис доставки zakaz.ua работает с маржинальностью около 10%. Предпосылки для достижения амбициозных целей являются: количество поставок за год выросла с 20 до 300 в день, а себестоимость логистики снизилась с 200 грн. за заказ на старте до 80 грн. за заказ сейчас.
Об окупаемости и возврате инвестиций в Foodex24 пока не думают. Главная задача — масштабироваться. Между тем проект уже генерирует более $100 тысяч «отчетной» прибыли в месяц, рассказывает Савченко. Но компания зарабатывает пока меньше, чем вкладывает.
Основатель сервиса уверяет, что бизнес может работать в плюс уже сейчас. Просто есть желание постоянно тратить деньги на его апгрейды. Только на доработку софта в части мобильных приложений нужно $50 тыс. в месяц. CRM-система съедает еще $15 тысяч.
«Если все эти расходы срезать, получим привлекательный плюсовой бизнес, который будет приносить около $10-15 тысяч в месяц», — делится стартапер.
Что думают конкуренты и партнеры?
Коммерческий директор Zakaz.ua Евгений Нетреба говорит, что цели Foodex24 вполне реальны. «Маржинальность бизнеса в их модели и правда выше, чем у других», — говорит он. Но чтобы ее поддерживать, нужно инвестировать большие ресурсы в маркетинг малоизвестного пока на рынке онлайн-ритейлера, добавляет Нетреба.
Маркетинг-директор одной из крупнейших ритейл сетей на условиях анонимности говорит, что среди рисков развития проекта — стереотипное недоверие покупателей к онлайн-шопинг продуктов у малоизвестного ритейлера. «Люди в большинстве своем привыкли щупать руками все, что собираются купить, особенно это касается скоропортящихся товаров или весовых продуктов без упаковки», — говорит он.
Очередь из поставщиков готовы работать с новым супермаркетом, растет. Среди контрагентов Foodex24 — такие продуктовые гиганты как МХП, Эпикур, Кока-Кола, Pepsi, Данон и другие.
Все опрошенные dev.ua поставщики довольны сотрудничеством. А некоторые даже перенаправляют на сайт и соцсети Foodex24 собственные маркетинговые бюджеты на продвижение новых категорий товаров и не жалеют об этом. «Они дают хорошие заказы по объему, постоянно выполняют свои обязательства, а в нестандартных ситуациях идут на сотрудничество», — говорит Артем Мищенко, менеджер ТМ Эпикур.
Доля Foodex24 на рынке продуктового ритейла пока незначительна — всего 0,1%. Но если учесть, что на онлайн приходится пока только 0,6-0,7% покупки продуктов в магазинах, то бизнес Савченко на нынешнем этапе — среди таких же новичков, как и он сам.
Не один такой
Подобный бизнес-проект, как оказалось, пришел в голову не только Владиславу Савченко. В январе запустился онлайн-супермаркет Cooker с доставкой в 30 минут. Идея принадлежит инвестору и бизнесмену Денису Парамонову, владельцу мясоперерабатывающего бизнеса SMK Group. Реализацией идеи в коммерческий проект занимался Виталий Яницкий, управляющий партнер GOlab. Доставку удалось запустить через 30 дней с момента принятия решения об открытии онлайн-супермаркета.
Что дальше?
Останавливаться на столичных клиентах Foodex24 не собирается. В ближайших планах — выход в новые города и на зарубежный рынок. В частности, рассказывает Савченко, до июля Foodex24 запустится в Виннице и Львове.
Из Винницы было много запросов. А Львов расположен близко к зарубежному подразделению компании, которое запустится до конца лета в польском Быдгоще в необычном формате.
«На Польшу мы выделили $500 тысяч. Это будет магазин формата «магазин у дома» с эксклюзивным ассортиментом — 80% украинских товаров», — говорит бизнесмен.
Польский офлайн-магазин будет связан с dark store, с которого будут идти отгрузки клиентам. Аналогичный формат планируется вскоре в Киеве. Пока компания готовится к открытию нового склада на Левом берегу столицы.
В перспективе, когда компания начнет генерировать стабильную прибыль, Foodex24 планирует создать собственный автопарк, а также рассматривает поглощение конкурентов — других брендов онлайн-доставки.
«Наша задача — получить всю органику из интернета, чтобы с 5-6 брендами занять 60% рынка онлайн-запросов», — рассказывает Савченко.
К гиперактивному Foodex24 присматриваются не только ритейлеры и онлайн-агрегаторы, но и инвестиционные фонды. Сейчас, по словам Савченко, ведутся переговоры с пятью инвестиционными фондами. А прошлой осенью в компанию поступило несколько предложений по ее покупке. «Самая щедрая из них — $3 млн. Но мы еще подождем», — интригует Савченко.
Читайте также —
Хороший хозяин: обзор региональных торговых сетей Западной Украины