
От пиццы до цветов: какие вендинговые автоматы есть в Украине и почему их популярность растет


Согласно данным исследования Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), предприятия розничной торговли и предприниматели суммарно обеспечивают 55% всех продаж на украинском рынке свежей плодоовощной продукции. Оставшаяся часть приходится на неорганизованную торговлю.
Как сообщает портал EastFruit, около половины объема торговли свежей плодоовощной продукцией в стране, или 35 млрд грн, ежегодно идут, условно говоря, «мимо кассы» супермаркетов и небольших магазинов — это и есть те самые «бабушки» на стихийных рынках и на стационарных базарах, являющиеся прямыми конкурентами розничного бизнеса.
Такие данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией озвучил Андрей Панкратов, аналитик аграрных рынков, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
При этом собственно на сетевую розницу, по данным исследования ФАО, приходится лишь около 40% всей торговли свежими овощами и фруктами, а еще 15% занимает несетевая розничная торговля.
Однако именно магазинная розница позволяет конвертировать усилия и затраты фермеров в деньги. Она формирует тенденции, которые напрямую влияют на бизнес овощеводов и садоводов. Ведь доля самообеспечения домохозяйств плодоовощной продукцией падает и это позитивный сигнал для профессиональных игроков рынка.
В исследовании плодоовощного ритейла Украины эксперты ФАО определили несколько интересных ключевых особенностей украинского рынка.
Во-первых, если говорить о более широком потреблении овощей и фруктов (включая сушеные и консервированные), то около трети объема потребления в Украине население выращивает самостоятельно. Такой вывод был сделан на основе анализа данных опроса домохозяйств, проводимого Госстатом Украины. В денежном выражении это около 54 млрд грн в год. Эта сумма фактически представляет собой потенциал роста розничной торговли овощами и фруктами Украины даже без повышения уровня доходов населения.
Чтобы реализовать этот потенциал, ритейлерам, по мнению Андрея Панкратова, нужно предложить потребителю такую продукцию и таким образом, чтобы у него не было необходимости и мотивации выращивать ее самостоятельно.
Во-вторых, неорганизованная торговля свежими фруктами и овощами, где весь процесс от закупки материально-технических ресурсов для выращивания продукции, до оптовых и розничных продаж происходит за наличные средства, также продолжает сокращаться. Именно в 2020 году этот сегмент впервые опустился ниже 50% и составил 45%.
В-третьих, в последнее время появился еще один феномен – онлайн-продажи свежих фруктов, овощей, ягод и зелени. И сегмент онлайн продаж развивается сейчас значительно более высокими темпами, чем традиционные супермаркеты.
Источник: EastFruit
Читайте также —
Итоги 2021 года в FMCG: поглощения, автоматизация, новые форматы, открытия в регионах