
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Тезисы интервью Максима Громадцова генерального директора ЭСТА Холдинг, управляющей компании киевского ЦУМ, о ситуации на рынке, перспективах проекта и отношениях с арендаторами.
В конце прошлого года в Киеве открылись два знаковых для столичного рынка торговой недвижимости проекта – самый больший ТРЦ Lavina Mall и полностью реконструированный ЦУМ на Крещатике. Однако уже через пару месяцев работы среди игроков рынка начали распространяться слухи об определенных проблемах обоих торговых центров: сложности с поиском арендаторов, низкий трафик, споры о размере арендных ставок, кадровые перестановки в управляющих компаниях. О том, как ситуация с ЦУМ Киев развивалась за эти месяцы, что происходит сейчас, и что можно ждать в дальнейшем, информационному агентству Интерфакс-Украина рассказал генеральный директор ЭСТА Холдинг – управляющей компании киевского ЦУМ — Максим Громадцов. RAU публикует тезисы интервью.
В ЦУМ постепенно, начиная с декабря 2016 года, растут посещаемость и товарооборот.
От части арендаторов я действительно слышу истории про неоправданные ожидания, но у меня возникает встречный вопрос. Для нас ЦУМ – первый ритейл-объект в Украине. Большинство наших арендаторов имеют по 5-6 объектов, как минимум, в Киеве. Они уж точно лучше нас понимают рыночную ситуацию.
Когда открывался Глобус или первая ZARA на Крещатике, они сделали фурор на рынке. Но уже давно не 90-е годы, сейчас достаточно насыщенный рынок, падает спрос. Поэтому, у меня вопрос скорее к арендаторам, почему у них были такие ожидания, которые не оправдались?
У нас есть некоторые спорные вопросы с арендаторами, ведь мы делим один и тот же доллар, который попадает в карман либо арендатору, либо арендодателям.
Их задача – оставить его себе, наша задача – получить его от них. Это суть бизнеса сдачи в аренду. Есть часть арендаторов, которым плохо, потому что ЦУМ «что-то наобещал», либо они закупили слишком много, привезли не ту коллекцию, стали не на том этаже, взяли 300 кв. м вместо 100 или еще что-то. Естественно, они возмущаются. Но переговоры по арендным ставкам идут всегда.
От нас не ушел ни один арендатор из-за ставки, вы не найдете ни одного человека на рынке, который скажет – «Я ушел из ЦУМ, потому что с меня драли столько денег!», «Я столько платить не смог и ушел». Но вопрос в другом: на рынке говорили о конфликте между арендаторами ЦУМ и менеджментом из-за того, что магазинам не хватает оборота для оплаты аренды. Но этот вопрос не уникален для ЦУМ, это проблема любого нового торгового центра.
Мы более гибкие, чем любые игроки на рынке. Мы понимаем, что строим долгосрочный бизнес и долгосрочное партнерство. Понимаем, что ЦУМ будет зарабатывать, если арендаторы буду зарабатывать. Арендаторы будут зарабатывать деньги, если к нам будут ходить люди. Но вопрос, правильная ли была концепция у ЦУМ, меня удивляет. С момента открытия объект посетило 1,5 млн человек. Уникальных посетителей, думаю, пришло 300 000, то есть побывало 10% населения Киева. При этом весь Киев знает, что ЦУМ дорогой, практически никто в нем не был, но все уверены, что там дорого. На самом деле, у нас есть все категории товаров: и дорогие, и дешевые.
Концепция точно меняться не будет. Она звучит так: магазин модной одежды для всех киевлян.
Система выстроена таким образом, что потребитель покупает товар не у арендатора, а у универмага. Арендаторы передают товары нам на комиссию, а его покупают через кассу ЦУМ у ЦУМ. Это не поменяется.
Часть товаров мы закупаем у поставщиков и продаем сами. Доля этих товаров, скорее всего, будет расти, в том числе, и в качестве рычага для вывода новых марок на рынок Украины.
Например, есть бренды, которые не готовы выходить в Украину сами. Для них ЦУМ – понятный партнер с понятной долгосрочной стратегией.
Около 10% арендаторов поменялось. В основном – ушли нишевые бренды, в то же время большие системные операторы расширяют свое присутствие. К примеру, Ultra Group (развивает в Украине магазины одежды под брендами Baldinini, Lagerfeld и Guess) выводит на рынок Superdry и впервые запускает его именно в ЦУМ. К тому же мы очень сильно расширили линейку украинских брендов.
К сожалению, представлено не так много новых брендов. Мы планировали, что их будет две трети, но сейчас их можно на пальцах пересчитать.
Поэтому будем приводить больше новых брендов, которые будут стартовать в ЦУМ, ведем переговоры с большим количеством партнеров. Но это не значит, что под каждую марку будет открываться магазин площадью 300 м. Мы можем прийти к марке и выбрать 10 самых классных вещей этого сезона, привезти их и повесить на две вешалки. Это не может сделать ни один арендатор.
H&M – это не формат ЦУМ. Средний размер магазина H&M – 3000 кв. м, т.е. 15% сдаваемой площади нашего универмага. Я очень надеюсь, что H&M откроется рядом с нами, на Крещатике. В то же время у H&M есть очень большое количество суббрендов маленьких форматов, которые мы очень хотели бы видеть у себя: COS – это идеальный формат для нас. Или, к примеру, Other Stories. Надо понимать, что H&M никогда не выходит на рынок в одну локацию. Создается дистрибьюторский центр, большие склады, хед-офис. Не имея 2-5 локаций в стране, они никогда сюда не пойдут.
Крещатик, к сожалению, потерял статус главной торговой улицы страны. Глобус, к сожалению, тихо умирает. Крещатик сейчас нам не столько помогает, сколько мешает: к ЦУМ невозможно нормально подъехать.
Сейчас существует ядро: ЦУМ, Mango и ZARA. Если еще выйдет H&M, все постепенно будет оживать.
Кроме того, очень позитивно, что на Подоле, на Контрактовой площади и улице Сагайдачного создается единая пешеходная зона до Крещатика. Надеюсь, они успеют создать эту зону: от этого выиграют туристы, выиграет город, выиграет ЦУМ. Но это долгосрочный проект. Повезет, если успеют за пять лет.
Сейчас показатели разных этажей выровнялись, практически все работает. Понятно, что самое большое количество людей, около 75% посетителей, идет на 6-й этаж просто потому, что там есть фуд-корт. И это для нас большая победа, в обычном трехэтажном ТЦ лишь 40% поднимаются на второй этаж, а до третьего доходит 20%.
Наши показатели уникальны и позволяют арендаторам третьего, четвертого, и пятого этажей нормально себя чувствовать.
Думаю, через 2-3 года можно будет садиться и подводить промежуточные итоги: что у нас получилось, что – нет, попали в целевую аудиторию или нет. К тому времени, думаю, станет понятно, в какую сторону мы движемся.
К сожалению, рынок сейчас настолько маленький, что краткосрочно – все конкуренты за арендаторов. У всех арендаторов достаточно плохая ситуация, практически каждое открытие магазина у нас, или в Lavina Mall, либо где-то еще, означает, как правило, закрытие магазина в другом месте. Рынок не растет. Ритейлер оценивает, где более долгосрочные перспективы, и переносит магазин в новую локацию. Это решение для него болезненно, ведь нужно закрыть то, что тебе приносит деньги.
Рынок очень странно развивается: в некоторых районах уже перенасыщение, в некоторых – недонасыщение.
В условиях очень слабого рынка выводятся объекты от 120 000 кв. м и больше. Открывая ТЦ на 120 000 кв. м, стоит вопрос, чем его заполнять. Есть три варианта: оставить его пустым, взять арендаторов с рынка, либо предложить арендаторам увеличить в два раза площади магазинов. Некоторые соглашаются.
Это очень удачный объект с прекрасной локацией. Но мы не участвовали в аукционе. Нацбанк продает не право собственности на объект недвижимости, а права требования по кредиту, под обеспечение которого передана ТРЦ Республика — фактически «билет на войну».
За $70 млн вы покупаете билет на войну с непонятным правом собственности, в стране с неработающей судебной системой. Кроме того, неизвестно, сколько еще инвестору придется вложить в достройку объекта.
В общем, я как девелопер подумаю: а какие я рычаги имею для того, чтобы обратить это взыскание, если Нацбанк не может? Надо понимать, кто на другой стороне этой войны, и соизмерять силы. Я вот не знаю, кто это может сделать. Хотя, если бы на открытом рынке и за честную цену, то мы бы с большим удовольствием купили.
Читайте также –