Как украинский e-commerce анализирует конкурентов — исследование Pricer24
Команда аналитической платформы Pricer24 решила исследовать вызовы и препятствия, с которыми сталкиваются категорийные менеджеры при анализе рынка, и провела опрос сотрудников украинских ритейл-компаний, работающих на рынке e-commerce, о том, как их коммерческие отделы анализируют рынок и конкурентов.
Конкурентная разведка является стандартной практикой в ритейле. Исследуя конкурентов, маркетологи и категорийные менеджеры получают представление о стратегиях ценообразования, ассортиментной политике, маркетинговых подходах и тактике привлечения клиентов, применяемых другими игроками рынка. Это позволяет совершенствовать свои стратегии и, главное, сохранять конкурентоспособность. Вместе с тем анализ цифровых полок конкурентов предполагает сбор и обработку огромных массивов данных, желательно, в режиме реального времени. Это достаточно затратная по ресурсам и сложная задача, требующая навыков, методологии и инструментов.
Команда аналитической платформы Pricer24 решила изучить вызовы и препятствия, с которыми сталкиваются категорионные менеджеры при анализе рынка. Опрос проводился в компаниях в размере от 10 000 до 35 000 работников из разных отраслей онлайн-ритейла: FMCG, фармацевтика, интернет-магазины электроники и бытовой техники, товаров для дома и ремонта, автозапчастей и т.д. RAU приводит основные положения этого исследования.
С какой целью проводят анализ конкурентов
72,7% опрошенных сотрудников коммерческих отделов анализируют конкурентов с целью нахождения трендов на рынке, новых точек роста и точек дифференцировки.
15,2% респондентов главной целью считают поиск своих слабых сторон, 6,1% — поиск сильных сторон конкурентов.
6% опрошенных указали, что используют анализ рынка для всех вышеперечисленных задач.
Как часто собирают данные о ценах конкурентов
39,4% опрошенных сотрудников собирают данные о ценах конкурентов ситуативно, когда есть потребность или конкретный интересующий их вопрос.
36,4% опрошенных компаний собирают цены конкурентов ежедневно в автоматическом режиме.
18,2% респондентов раз в месяц, а 6,1% опрошенных ответили, что собирают данные о ценах конкурентов раз в квартал.
С какими трудностями сталкиваются
44,2% опрошенных сотрудников указали, что очистка и агрегация данных отнимают очень много времени.
36,4% считают самым большим вызовом трудоемкость процесса сбора данных.
21,2% указывают, что не всегда понимают, как на основе полученных данных сделать выводы и принять правильные решения.
Какие данные обычно изучают и анализируют во время конкурентной разведки
В большинстве своем объектами анализа конкурентов являются ассортимент, цены и промоакции.
Какие источники сбора данных используют
Среди опрошенных компаний наиболее активно используют сбор данных вручную (75,8%), парсеры цен (69,7%), платформы для мониторинга цен конкурентов (42,4%).
Какие инструменты используют для сбора информации о конкурентах
Среди самых популярных инструментов для сбора данных в украинских ритейл-компаниях – старый добрый Excel (75,8%), парсеры цен (63,6%), BI-инструменты для агрегации данных. И только 21,2% используют парсеры наличия товаров на электронных полках конкурентов.
Авторы исследования заключили, что есть три основных проблемы в подходе категорийных менеджеров к анализу рынка: анализ цен конкурентов — несистемный процесс у большинства компаний; отсутствие у коммерческих отделов гибких инструментов мониторинга конкурентов; при анализе конкурентов категорийщики игнорируют такие важные факторы как онлайн-мерчандайзинг и рейтинги товаров. Почему так происходит, какие последствия это несет и как противодействовать этим вызовам – читайте в блоге Pricer24.