
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Александр Савилов с мамой, женой и партнером построил крупнейшую в Украине сеть здорового фаст-фуда. Чтобы удержаться в модном сегменте, одних моды и хайпа оказалось недостаточно.
Летом один из основателей сети салат-баров Salateira Александр Савилов покинул пост СЕО. Свой проект он оставил в хорошем состоянии: 20 ресторанов, которые работают в сфере здоровой пищи, пять из них по франшизе в Минске. По данным компании, посетители оставляют в заведении, в среднем, 240 грн. «Для фаст-фуда это высокий чек», — говорит совладелица консалтинговой компании «Ресторанські» Мария Якуш. По ее данным, аналогичный показатель в McDonald’s — 120 грн.
Выручка Salateira 2020-м — почти 260 млн грн. Для сравнения: Dominos Pizza, в которую входит 55 ресторанов, в этом же году заработала 507 млн грн. В прошлом году выручка сети снизилась на 30%, пиццерий — вырос на 8%. Урок для Salateira — развивать новые каналы продаж.
Бизнес Савилова имеет надежных инвесторов — это его мать Ирина Иванчик, жена совладельца холдинга Астарта Виктора Иванчика. В апреле 2021 Forbes оценил состояние бизнесмена в $130 млн. Объем инвестиций Савилов не раскрывает, говорит лишь, что для компании деньги семьи Иванчик — это smart money. Это не единственная причина устойчивости бизнеса. Савилов и компания нашли целевую аудиторию и научились эффективно работать с затратами. Forbes в своем материале исследует секрет успеха бизнеса Александра Савилова. RAU предлагает ознакомиться с краткой версией этой статьи.
Первая точка Salateira открылась в декабре 2011 года на фуд-корте столичного Sky Mall на месте ранее популярной кофейни L’Kafa Cafe.
Вместе с Савиловым, формат запускал финансовый аналитик Евгений Рубан, который позже продал свою долю в бизнесе инвестору Павлу Слободянюку. К ним присоединилась Ирина Добруцкая, жена Савилова. В 2012-м как инвестор в бизнес зашла его мать — Ирина Иванчик. Она не только заняла им $70 000 на первое заведение, но и учила управлению финансами — проводила вебинары по отчетности, рассказывала как оценивать риски. Доли в компании, по данным YouControl, распределены следующим образом: у Савилова — 16,7%, у Добруцкой — 16,6%, у Иванчик и Слободянюка — 33,4% и 33,3% соответственно.
Концепт ресторана партнеры подсмотрели в португальской сети Vitaminas. Основное блюдо этих заведений — салат. У салатного фаст-фуда на украинском рынке не было конкурентов. Здесь в то время салат покупали вместе с первым блюдом или как гарнир ко второму. Исследуя свою аудиторию, выяснили, что основной посетитель Salateira — ровесник основателей 25-40 лет, поэтому салатные миксы придумывали, ориентируясь на свои вкусы.
Ирина Иванчик, соучредитель сети салат-баров Salateira. Фото Александр Чекменев
Ингредиенты к салатам разместили в витрине — посетитель мог выбрать, что добавить в тарелку. Акцент делали на салатах, но предлагали и другие блюда — пасты, супы, десерты. Еду подавали в тарелках из IKEA, а не в одноразовой посуде. А гостям сообщали о готовности блюда, вызывая их по имени через микрофон, как в Starbucks. Вау-эффект вызвали и большие порции по невысокой цене. В первые годы в Salateira популярный салат Цезарь в 400-500 грамм стоил 43 грн, вспоминает Савилов, тогда как другие рестораны за ту же цену предлагали 100-150 грамм салата.
Через три года после открытия в сети было пять ресторанов, в основном — в ТРЦ с большим потоком покупателей. Но к успеху было еще далеко.
Первые годы предпринимательства Савилова преследовал страх провала. Оборот быстро рос, но прибыли почти не было. Заработок съедала высокая себестоимость ингредиентов, которая зимой могла достигать 60% цены блюда. Компания дотировала холодное время года с прибыли летнего сезона. В правильной бизнес модели стоимость ингредиентов не должна превышать 35% цены блюда, констатирует совладелец группы ресторанов RestEmotion Владимир Григори.
Двое конкурентов, появившиеся на волне — салат-бары «Салатико» и Salatnik — с этой проблемой не справились и быстро закрылись. Составляющие для салата — импортные, что и съедал «зимнюю» маржу. Это оттолкнуло от ниши других рестораторов.
А Salateira пришлось поднимать цены на топовые блюда, хотя и медленнее, чем рос индекс потребительских цен. Салат Цезарь до 2014 года подорожал до 49 грн. Сейчас его продают за 149 грн. Когда меняли ценники, в учреждениях поставили табличку с извинениями: «Мы не можем не поднять цены, извините». Посетители не обиделись. Количество чеков даже выросло, рассказывает Савилов.
Александр Савилов, соучредитель сети салат-баров Salateira.
Зависимость от импорта и необходимость постоянно повышать цены в условиях инфляции 2014-15 лет — не самый прочный фундамент для ресторанного бизнеса. Учредители Salateira решили заменить импортные продукты отечественные аналоги. Моцареллу начали закупать у винницкого сыродела, помидоры — у тепличного комбината из Умани. В июля 2021-го, например, Salateira приобрела сразу более 11 тонн помидоров. Чтобы ингредиенты не портились, компания обзавелась собственным распределительным центром.
Еще один способ снижения затрат — отказ от посредников. Компания возит продукты из Европы собственными фурами и работает непосредственно с производителями, которых находят на тематических выставках во Франции, Испании и Португалии. Так себестоимость ингредиентов удалось снизить до нормативных 35%.
В какой-то момент учредители решили попробовать свои силы на внешних рынках. В 2016-м Salateira открылась в Дубае и в курортном Аликанте. Но уже через два года Рубан объяснял профильным СМИ, почему заведения в Дубае и Испании пришлось закрыть. В крупнейшем городе ОАЭ было выбрано неудачное место, к тому же недооценили конкурентов — американскую сеть Just Salad, и местные Circle cafe и Soulful. В Испании открылись в неудачное время — когда закончился туристический сезон. Закрепиться удалось пока только в Беларуси, где в Salateira работает пять ресторанов по франшизе.
Еще до пандемии Salateira освоила другой способ роста: на плечах партнеров. В компании эксклюзивный контракт с лидером украинского рынка Glovo. Это партнерство позволяет оперативно «снимать» тренды. «Имея огромные массивы данных, говорят, что наступает мода на какое-то меню, — объясняет Савилов. — Сделайте под него два салата, и мы поставим его в промо и начнем эту тему «качать». Glovo, по словам Савилова, охотно инвестирует в промоакции, которые стимулируют рост продаж Salateira. Например, снижение цены доставки 40 грн до нуля поднимает продажи сети на 20-30%. В Glovo Salateira входит в топ-15 заведений по количеству заказов на одну точку.
Ирина Добруцкая, соучредитель сети салат-баров Salateira.
Другой партнер — Mastercard. Salateira получила от платежной системы €60 000 на десерты для гостей, которые рассчитываются по телефону или часами. Акция продолжалась несколько месяцев, увеличив продажи ресторанов более чем на 10%.
Следующий шаг — сделать здоровую пищу по-настоящему массовой. Начиная с марта 2021-го, компания открыла четыре магазина готовых салатов Salateira Store. Велосипед не изобретали, а отталкивались от формата британской сети сэндвичных Pret-a-Manger. Кроме салатов, в магазинах площадью 25-100 кв. м клиенты могут заказать и забрать свежую фермерскую еду. Цель — довести до конца 2022 года количество точек до 70-ти. Объем инвестиций в один магазин — 1,5 млн грн, запланированная окупаемость — 12 месяцев.
Читайте также —
Александр Савилов покидает пост CEO сети ресторанов Salateira