Директор по персоналу Metro Cash&Carry Ukraine: Работодатель отвечает за эмоции своих работников
Новая директор по персоналу Mеtro Cash&Carry Украина Анна Толмачева о секретах внедрения программы корпоративного благосостояния для сотрудников (Wellbeing), сервис психологической поддержки и многое другое
В интервью RAU директор по персоналу Mеtro Cash&Carry Украина поделилась своим опытом трансформации корпоративной культуры ритейлера, основанной на принципах Wellbeing, то есть благосостояния сотрудников в ментальном, физическом, финансовом и социальном аспектах.
— Wellbeing в Metro и забота о благосостоянии это ответственность компании?
— Забота о человеке, касающаяся бизнеса — ответственность и компании-работодателя, и самого человека. Это я поняла из собственного опыта, когда в 2016 году присоединилась к команде Metro. Одной из основных задач для команды, и для меня в частности, было трансформировать корпоративную культуру компании. И вызов казался настолько сложным, что перерос в страх, тревожность о том, что клиенты и сотрудники не воспримут изменения, которые мы внедряем. Страх и производные от него негативные эмоции ощутимо повлияли на уровень моего собственного благополучия, эффективности, производительности.
В этот момент я почувствовала, насколько важно для сотрудника знать, как поддержать себя психологически, иметь инструменты для определения своего психоэмоционального состояния и работы с ним.
Сейчас исповедую такую философию: как работодатель, я ответственна за то, с какими эмоциями работник заходит и выходит из встречи со мной. Сверхважно отслеживать, как мы влияем своими действиями и словами на членов команды или партнеров. В ментальном здоровье сотрудников заинтересованы как работник, так и работодатель, следовательно ответственность тоже общая.
— Что делает Metro, чтобы поддержать и улучшить ментальное здоровье сотрудников?
— Мы внедряем целый комплекс мероприятий. Это — и просветительская деятельность и коммуникация о важности заботы о своем ментальное здоровье, и вебинары и тренинги об эмоциях и стрессе, и, важнейший практический инструмент поддержки ментального здоровья — сервис психологической поддержки сотрудников. Сервис, который мы внедряем в сотрудничестве с Wellbeing Company, дает возможность сотрудникам обратиться за конфиденциальной профессиональной помощью психолога или коуча для работы со своим текущим психоэмоциональным состоянием. Поэтому, когда речь идет о ментальном здоровье каждого сотрудника, мы обеспечиваем достаточным количеством знаний и инструментов, чтобы оставаться здоровым или проработать текущее психоэмоциональное состояние.
— Зачем Metro нужен сервис психологической поддержки?
— Для нас сервис психологической поддержки является продолжением общей истории формирования культуры Wellbeing. Metro хочет, чтобы каждый сотрудник научился заботиться о себе.
Наша команда очень много внимания уделяет коммуникации с коллегами. Основной месседж, который мы пытаемся донести до работника: «Ты ценен, и твои эмоции ценны. Поэтому беспокойся о себе больше». Мы хотим, чтобы сотрудники тратили свою энергию не в стресс, а на идеи и положительные изменения бизнеса, и в этом очень помогает работа с психологом.
Очевидно, что такое сообщение было бы трудно воплотить в жизнь без реального практического инструмента заботы о себе. Обращение на горячую линию сервиса психологической поддержки является первым и главным шагом к практическому применению того инструментария, который мы предоставили всем работникам.
— На что именно влияет Wellbeing? Озвучьте, пожалуйста, реальные результаты.
— Первый результат, которым хотелось бы поделиться: сокращение текучести персонала и увеличения продолжительности работы сотрудников в компании. В течение года пандемии, например, текучесть персонала уменьшилась на 50%.
Также мы видим, насколько комфортно сотрудникам у нас работать, анализируя, как часто они рекомендуют другим присоединиться к команде Metro. У нас действует программа реферального рекрутинга. Мы стали получать заявки от большего количества соискателей, которым рекомендовали нас наши коллеги, а это значит, что доля реферального рекрутинга растет.
Считаю, что культура Wellbeing напрямую связана и влияет на успешность карьеры в организации. Wellbeing является культурой развития, которая наполняет, дает возможности, и, вместе с этим, не истощает работников.
— Какие инструменты Wellbeing используете в Metro?
— Мы в Metro понимаем Wellbeing, как совокупность четырех составляющих благосостояния: физического здоровья человека, ментального или психологического здоровья, социального и финансового благополучия.
Если говорить о физическом благополучии, то наши усилия направлены как на предупреждение рисков физического здоровья, так и на лечение. Мы изменили программу медицинского страхования и добавили к ней возможность регулярно проходить медосмотры по отдельным протоколам. Также наша команда систематически проводит просветительскую программу для работников о важности использования этой медицинской опции.
— Wellbeing для офисных сотрудников: как с этим в Metro?
— На самом деле я считаю, что благосостояния в компании не будет, если мы сегментируем доступ к инструментам Wellbeing для различных категорий сотрудников. В Metro мы заботимся, чтобы инструменты благосостояния были одинаково доступны каждому работнику. Вместе с этим учитываем индивидуальные потребности и риски.
— Много ли в Украине провайдеров услуг организационного благосостояния, и по каким критериям вы выбирали своего?
— Качественных провайдеров услуг по разработке и внедрению программ организационного благосостояния в Украине немного, хотя информационное пространство пестрит предложениями. Для нас критериями выбора Wellbeing Company, нашего партнера в сфере организационного благосостояния, были экспертность, одинаковое понимание подходов и целей организационного благосостояния, ценностное совпадение.
Привлекая внешнего партнера мы, в первую очередь, рассчитываем, что с ним мы будем иметь доступ к глубокой международной экспертизе и знаниям в сфере организационного благосостояния, а также досконального понимания локального украинского контекста внедрения подобных программ.
Мы ценим лучший мировой опыт в частности США и стран ЕС, где инициативы по организационному благосостоянию внедряются уже в течение по крайней мере 5-10 лет, и для нас было важным, что Wellbeing Company — не просто принесла его в Украину, но и смогла адаптировать к украинским реалиям. В основе нашей стратегии — холистический подход к благополучию, поэтому критически было иметь единственного партнера, который поможет объединить подходы к физическому, ментального, социального и финансового благополучия под единой философией и идеей. И, конечно, плодотворное сотрудничество невозможно без единодушного видения ценности человека и понимание его потребностей, в чем мы тоже сошлись.
— Wellbeing важен в повседневной жизни?
— Wellbeing и есть повседневная жизнь, ее качество. Умение справиться с чувством неопределенности, страха и стресса, которые нас окружают, или вызванные окружающими (клиентами, партнерами или сотрудниками) определяет уровень нашего ментального благосостояния.
Только человек, который умеет позаботиться о себе таким образом, чтобы остаться мотивированным, ментально и физически здоровым после рабочего дня сможет сделать так, чтобы клиент Metro вышел из магазина не только с товаром, но и с улыбкой.
— Как перевести язык Wellbeing на язык бизнеса?
— Инструменты Wellbeing — базовая необходимость для бизнеса, ведь только сотрудник, который может позаботиться о себе, сможет позаботиться о клиенте.
Показатели Wellbeing можно легко оцифровать и перевести на язык бюджета и производительности. Мы на цифрах отслеживаем влияние Wellbeing инструментов на следующие показатели: текучесть кадров, и связанные с этим бизнес-расходы; «ценностный вес» бренда — работодателя; удовлетворенность клиентов сервисом, который предоставляют сотрудники. По всем этим показателям мы видим положительную динамику.
— Каким образом можно донести ценность Wellbeing до генеральных директоров и СЕО компаний?
— Основной лайфхак, когда мы доносим до генерального директора важность или необходимость Wellbeing, это — бизнес-кейс. Важно на языке бизнеса, с помощью реальных показателей и статистических данных, объяснить корневое «почему это нужно?».
Не стоит предлагать Wellbeing, как проект. Поскольку он не имеет временных ограничений. Wellbeing это — база и положительная привычка культурного кода, основной краеугольный камень любой стратегии «human to human» бизнеса.
— Работая с организационным благосостоянием, когда стоит остановиться?
— Такой точки во времени нет для тех бизнесов, которые не планируют останавливаться в создании ценности для клиента, в улучшении клиентского опыта и не собираются прекращать получать и приумножать свою прибыль. Счастливые и здоровые сотрудники создают здоровый и успешный опыт клиентов. С благосостояния начинается доверие, мотивация, вовлеченность, производительность и эффективность.
Любому СЕО, который верит, что благосостояние работает на его бизнес, надо стать ролевой моделью и первым послом и проводником организационного благосостояния в компании.
— Какие они, HR-ры нового времени?
— Это лидеры, которые на одной волне с бизнесом, которые берут на себя ответственность за бизнес в целом. HR-ры нового времени строят такое рабочее место в широком смысле, которое одинаково интересно и комфортно для различных категорий сотрудников.
Работник должен чувствовать себя ценным, получать достаточно внимания и уважения. И это — сверхзадача HR-ов нового времени.
Справка. «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» вышла на украинский рынок в 2003 году. Сейчас компания управляет 23-мя классическими центрами оптовой торговли METRO Cash & Carry в Киеве, Днепре, Одессе, Харькове, Львове, Кривом Роге, Полтаве, Виннице, Запорожье, Черновцах, Николаеве, Ровно, Ивано-Франковске, Мариуполе и Житомире; и 3-мя магазинами смарт-формата в Тернополе, Луцке и Чернигове. За более чем 17 лет деятельности в Украине METRO Cash & Carry инвестировала в национальную экономику более 600 млн. евро. Объем продаж компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» по 2019/2020 финансовый год (октябрь 2019 — сентябрь 2020) составил 754 млн. евро. «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» входит в состав METRO. Дополнительная информация: www.metro.ua
METRO — это ведущая международная торговая оптовая компания, специализирующаяся на обслуживании гостиниц, ресторанов и служб кейтеринга (HoReCa), а также частных предпринимателей — владельцев заведений розничной торговли. Обслуживая более 16 млн клиентов в мире, компания обеспечивает их качественными товарами как непосредственно в крупных торговых центрах, так и онлайн, с профессиональной доставкой. Кроме этого, METRO помогает своим клиентам развивать бизнес и повышать конкурентоспособность, предлагая им современные digital-инструменты, призванные развивать и совершенствовать сферу гостеприимства в каждой стране присутствия компании. Устойчивое развитие является одним из ключевых факторов успешного бизнеса METRO: уже 7 лет подряд компания входит в мировой индекс устойчивого развития Dow Jones Sustainability Index. Компания представлена в 34 странах и предоставляет рабочие места более 97 тысячам работников. Объем продаж METRO в 2019/2020 финансовом году составил 25,6 млрд евро. Больше информации: www.metroag.de
Читайте также —
Генеральный директор Metro Cash&Carry Ukraine: Наш товарооборот растет за счет конечных потребителей