Денис Горовой, CEO EVO: Почему от группы EVO-Rozetka отделилось отдельное направление и что будет с компанией дальше
Новый CEO компании EVO в интервью Forbes.ua рассказал о разделении бизнеса с партнером Николаем Палиенко, выходе на новые рынки и среднем чеке.
В начале июня 2023 года от объединенной в 2018-м группы компаний EVO-Rozetka отделились сервисы «Вчасно» и Zakupki.Prom. Их под новым брендом Tabula Rasa будет развивать соучредитель и многолетний руководитель EVO Николай Палиенко. На посту гендиректора EVO его заменил школьный товарищ и бизнес-партнер Денис Горовой, который и поделился с Forbes.ua информацией о разделении бизнеса и дальнейших планах. RAU представляет основные положения его интервью.
О разделении бизнеса
Раздел совместного бизнеса начался весной 2023 года и процесс еще продолжается, но все договоренности зафиксированы. Существенные перестановки в компании произошли из-за желания Николая Палиенко заниматься новыми проектами, в том числе инновационными. В текущей структуре EVO-Rozetka есть три группы акционеров. А у Tabula Rasa все операционные, стратегические решения полностью за Николаем. Это создает возможность для развития проектов, которые могут и не сфокусироваться вокруг электронной коммерции, которая остается основным приоритетом EVO-Rozetka. Из EVO выделяются B2B-проекты, практически никак не пересекающиеся с другими бизнесами. Ни командами, ни клиентскими базами. Доля объединенных «Вчасно» и Zakupki.Prom в выручке EVO составляла около 20-25%.
Акционерный состав EVO-Rozetka не поменялся. Мы остаемся акционерами компании, но ясно, что наша с Николаем Палиенко и Тарасом Мурашко суммарная доля уменьшилась. Единственные акционеры Tabula Rasa – Николай, Тарас и я.
О развитии бизнеса во время войны
Большая война оказала существенное влияние на все бизнесы. У нас есть годовые цели – мы сфокусированы на росте, расширении, построении лучшей электронной коммерции в Украине. Сюда входит использование инфраструктуры Rozetka, их точки выдачи. Мы уже начали проекты, когда покупатель может что-нибудь заказать на Prom.ua, а получить в точке Rozetka. Это будет бесплатно. Это существенное конкурентное преимущество. Я верю, что электронная коммерция с бесплатной доставкой – это поддержка украинцев в трудные времена, ведь это существенно удешевляет покупки.
Prom.ua – это крупнейшая компания группы. Мы видим, что небольшие предприниматели – ядро продавцов – адаптируются. Они ищут новые пути, чтобы найти товары и качественно обслуживать покупателей. По показателям мы видим, что это работает.
Kabanchik.ua, построенный на услугах, пострадал сильнее. Люди меньше заказывают услуги домашних мастеров, ремонта, но здесь тоже есть возобновление спроса.
В принципе, все проекты здоровы, кроме Rozetka Travel, построенного на туризме. Он на паузе пока не появится хоть какая-то определенность с туристической сферой.
О потребительском спросе и среднем чеке
С января по май 2023-го продажи Prom.ua выросли на 20% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Можно сказать, идем за сезоном 2020-21 годов. Он немного скорректирован – весной обычно объем заказов падает. Покупатели переключились с «антиблекаутных» товаров, генераторов, газовых горелок, спальников на товары для сада и дома. Военные товары остаются большой категорией – около 5% товарооборота. Здесь мы по-прежнему работаем с минимальной комиссией 1%. Она не покрывает наши расходы даже для поддержки этой категории, но это наша позиция.
Средний чек существенно вырос – на 35% год к году, сейчас составляет 1200 грн. Среди прочего, за счет военных товаров, но есть и влияние инфляции. Поэтому у нас товарооборот вырос и по отношению к 2021 году.
О планах экспансии
Несмотря на существующие планы экспансии, у EVO главный фокус на работе в Украине. Rozetka, как известно, вышла в Польшу. Мы рассматриваем возможность запустить Prom.ua в Румынии или Турции. Это нужно сделать в течение нескольких месяцев, но на двух рынках одновременно точно не запустимся.
При выборе страны учитывается комбинация факторов: каков объем рынка, какая конкуренция занята ли ниша. Поскольку Prom.ua работает с малым и средним бизнесом, смотрим сколько этих бизнесов, какая культура предпринимательства в стране. Я не очень вижу, как запускать Prom.ua, например в Германии. А в странах, где много небольших предприятий это вполне реально. В Польше есть Allegro – мегаигрок с невероятной долей рынка, брендом и показателями роста. В виде маркетплейса в Польше, на мой взгляд, заходить не стоит.
В Турцию или Румынию мы будем заходить как чисто онлайн-игрок, без офлайн-присутствия. Это модель маркетплейса-классифайда, будем предоставлять компаниям возможность создавать свой сайт и площадку для продажи товаров. Делали так же, когда запускали Prom.ua в Беларуси и Казахстане. Сейчас остался только Казахстан. Теперь повторим этот путь с новым опытом. В Казахстане мы работаем под брендом Satu, это больше B2B проект. Там есть рост, темпы невысокие, но они не изменились через несколько лет. Надо понимать, что в Казахстане также высока конкуренция – Kaspi.