Colliers International: Четыре главных тренда современного ритейла Киева
Эксперты украинского офиса международной консалтинговой компании проанализировали основные факторы, которые будут влиять на развитие розничной торговли в столице в 2020-21 годах.
С одной стороны, вакантность торговых площадей в Киеве, как основном рынке торговой недвижимости, снова увеличилась. С другой стороны – рынок столицы в ближайшие годы будет насыщен торговыми объектами и через 3-4 года вопрос о необходимости строительства очередного ТЦ будет вызывать сомнения. Уже сейчас эксперты Colliers International (Украина) говорят о том, что в Киеве больше не будут строить ТРЦ, рассчитанные на всех жителей столицы. Потребление смещается в сторону локальных объектов или тех, где конкретному покупателю нравится проводить свое время. Среди многих факторов и тенденций эксперты выделяют четыре основных тенденции, которые четко прослеживаются в проектировании новых и уже работающих торговых центров: укрупнение проектов, социализация, омниканальность и цифровизация.
Тенденция первая – укрупнение торговых объектов
Директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина) Игорь Заболоцкий поясняет, что это связано с ростом конкуренции и ожиданиями по ее дальнейшему усилению. Такая ситуация подталкивает игроков к более активным действиям, что особенно заметно в последние два года: реконструкции старых объектов, поиск новых форматов и решений.
Примерно 90% нового предложения торговых площадей, как открытых, так и заявленных – это крупные объекты. И появление каждого такого объекта будет менять расстановку сил в конкретном районе.
Невозможно открывать торговые центры-близнецы, а потому выход новых игроков, особенно крупных международных брендов – хорошее подспорье для того, чтобы отличаться от конкурентов. Например, H&M очень довольны результатами своей работы в Украине. Возможно, Auchan Holding выведет еще какие свои fashion-подразделения на наш рынок. Все это позволяет формировать эффективный пул арендаторов, хорошо подходящий под конкретную локацию.
Но объектов, которые рассчитаны на всех киевлян, больше не будет. «Разумеется, будут «фишки», ради которых люди станут ездить через полгорода. Но большинство покупателей будут пользоваться объектами, расположенными максимально близко к их ежедневным маршрутам», – говорят в Colliers International (Украина).
И здесь, во-первых, очень важно, чтобы хватало потенциальных покупателей в зоне охвата объекта. А во-вторых, сформировать подбор брендов, которые идеально подходят конкретно этим покупателям, равно как и предложить перечень развлечений и других услуг.
Тенденция вторая — социализация
Второй тренд напрямую связан с первым. Ведь главная задача — не только привести максимальное количество клиентов, но и заставить их остаться в ТЦ как можно дольше по времени и соответственно, совершить больше покупок. Например, в мире доля предоставляемых услуг в ТРЦ постоянно растет. В центрах могут быть и банковские отделения, и школа танцев – все зависит от конкретной локации.
В итоге, любой ТРЦ будет востребован, если сможет постоянно привлекать большое количество людей. Даже если лет через 10-20 доля онлайн-продаж вырастет, все равно у fashion-ритейла должно быть место для физического контакта потребителя с вещами. И торговые центры – лучшее место для такого выбора.
Поэтому в современных ТЦ становится больше общих зон, больше дневного света в дизайне и т.д., чтобы потребитель максимально комфортно себя чувствовал. Что в итоге выливается в дополнительную конвертацию и оборот с квадратного метра.
Тенденция третья — омниканальность
Удобство совершения покупки — всегда комбинация нескольких факторов. Потому на несколько лет вперед нас ожидает перераспределение потоков покупателей, и менее успешные ТЦ ждет падение оборотов и снижение арендных ставок. Но это совсем не значит, что остальным можно почивать на лаврах.
Усиление тренда омниканальности связано со стремлением ритейлеров обойти конкурентов. Это общемировой тренд. Темпы прироста e-commerce в Украине не отстают от мировых (+20-30% ежегодно) чего нельзя сказать об объемах рынка (80 млрд грн до конца 2019 года). Пока 90% торговли у нас находится в традиционных магазинах. В интернете больше представлена электроника, а в обычной торговле — fashion-индустрия. Но именно сегмент одежды, обуви и аксессуаров является драйвером омниканальности.
«Подтверждение этому мы видим в выходе многих онлайн-ритейлеров в офлайн, так как именно там они видят дополнительные возможности по расширению своего бизнеса», — говорит Игорь Заболоцкий.
Формат Click&Collect пользуется популярностью из-за того, что многим неудобно время доставки курьерами, а торговые центры открыты в более удобные часы. Например, в Европе примерно 50% покупателей fashion-индустрии хотят забирать товар при помощи Click&Collect. А часть продаж омниканальными ритейлерами в структуре онлайн-продаж индустрии выросла с 9,43% в 2015 году до 12,55% в 2019-м и продолжает увеличиваться.
Тенденция четвертая – диджитализация
Диджитализация сейчас свойственна многим отраслям, а не только ритейлу или управляющим компаниям. Ее главная цель – лучше понимать процессы, происходящие в бизнесе. Количество посетителей ТЦ измеряют давно, но этого уже далеко недостаточно. Особенно для крупных проектов, где циркуляция посетителей может быть очень неоднородной. Поэтому прежде всего новые технологии могут помочь выявить, откуда пришел клиент, как люди перемещаются внутри объекта, где слабые и сильные зоны с большим траффиком. И по возможности максимально выровнять посещаемость разных зон.
Еще очень важно выяснить, кто приходит в ТЦ. Ритейлерам в этом помогают разного рода системы лояльности, которые позволяют не только зацепить и привести клиента, но и больше узнать о нем самом. Точно также и в ТЦ нужно знать своего клиента и что ему предложить: какие бренды и по какой цене. Наконец, технологии позволяют точнее оценивать ситуацию на объекте в целом, как себя «чувствуют» арендаторы и т.д.
Тем более, что сейчас самый подходящий момент для этого – индекс потребительских настроений достиг 12-летнего максимума в сентябре 2019-го. А средняя зарплата в третьем квартале выросла на 16% с начала года.
Читайте также —
Как развивался рынок торговой недвижимости Киева в І полугодии — исследование Colliers