
High level: почему у потребителей выше требования к украинским брендам, чем к международным


Украинский рынок электронной коммерции продолжает расти, несмотря на войну. В 2023 году его объем составил 151 млрд грн, что на 17% больше, чем в 2022 году.
Этот тренд, скорее всего, продолжится и в 2024 году, причем темпы роста могут быть даже выше. Конечно, и конкуренция в e-commerce также растет с каждым годом. Чтобы быть в тренде и иметь больше конкурентных преимуществ, давайте разберем, какие тренды несет нам грядущий год.
Мобильный e-commerce уже давно является неотъемлемой частью украинского рынка электронной коммерции. В 2024 году этот тренд продолжится, и все больше покупок будет совершаться через мобильные устройства. Магазины, которые не будут оптимизированы для мобильных устройств, рискуют потерять часть своих клиентов. По данным Statista, в 2024 году мобильный шопинг будет составлять 72,9% от общего объема электронной коммерции.
Это способ совершения покупок в интернете с помощью голосового ввода. Этот тренд набирает популярность в Украине, как и во всем мире. Голосовой шопинг позволяет покупателям совершать покупки, не отрываясь от своих дел. Они могут просто голосом добавить товары в корзину или оформить заказ. Это существенно экономит наш самый ценный ресурс — время. В Украине голосовой шопинг уже применяется некоторыми магазинами. Например, маркетплейс Rozetka предлагает своим клиентам возможность совершать покупки с помощью голосового помощника Алиса.
Особую популярность последние годы набирает использование социальных сетей непосредственно для продажи товаров и услуг. Это быстро и удобно для покупателя, и одновременно просто и дешево для продавца — чтобы вывести в топ интернет-магазин, нужны месяцы, а раскрутить профиль в Инстаграм можно очень быстро. По прогнозам eMarketer, в 2024 году социальная коммерция достигнет $36,09 млрд, что составит 4,3% от общего объема электронной коммерции.
Новый способ покупать товары и услуги, который сочетает в себе просмотр видеотрансляций и онлайн-шопинг. Обычно продажа происходит с помощью таких платформ как YouTube, Twitch, Facebook Live и др. Во время прямого эфира покупатели могут узнать больше о товарах и услугах, глядя, как их используют другие люди. По данным Coresight Research, в 2024 году покупки в сервисах прямых трансляций достигнут $25 млрд. Этот тренд, скорее всего, продолжится и в будущем, поскольку все больше людей открывают для себя преимущества покупок в прямом эфире.
Эффективный способ для брендов в сфере электронной коммерции повысить свою узнаваемость, доверие и лояльность клиентов, а также увеличить трафик и продажи. Сотрудничество с блогерами дает возможность брендам обращаться к целевой аудитории через известного человека.
Инфлюенсеры имеют большое количество подписчиков, которые доверяют их рекомендациям, а потому охотнее будут покупать товары, которыми пользуются их кумиры. По данным Business Insider, в 2024 году расходы на инфлюенс-маркетинг достигнут $15 млрд.
Сейчас распространено использование программного обеспечения для автоматизации рутинных задач маркетинговых кампаний, таких как рассылка электронной почты, публикация в социальных сетях и управление рекламой. Это позволяет брендам повысить эффективность и производительность своих маркетинговых усилий, а также улучшить персонализацию и сегментацию клиентов. Ожидается, что в 2024 году рынок автоматизации маркетинга достигнет $8,42 млрд.
Технология, позволяющая получать отзывы и оценки от участников бизнес-процессов в режиме реального времени. Благодаря ей можно оперативно выявлять проблемы и внедрять необходимые изменения, что способствует повышению качества, производительности и удовлетворенности клиентов.
Чат-боты могут использоваться компаниями для различных целей, таких как предоставление информации, консультирование, поддержка клиентов и продажи. Они могут помочь компаниям повысить эффективность коммуникации, снизить расходы и улучшить удовлетворенность клиентов. Большое количество украинских компаний сейчас использует ботов, поскольку это очень простой, малозатратный и эффективный инструмент взаимодействия с аудиторией.
Дополненная реальность позволяет добавлять виртуальные объекты в реальный мир. AR может использоваться для улучшения опыта покупок, обучения, развлечений и других сфер. Например, бренды одежды и косметики используют AR, чтобы позволить клиентам пробовать товары не выходя из дома. Этот тренд уже несколько лет заходит на украинский рынок, но пока еще не приобрел супермассового значения.
Avrora.ua выделяет несколько стадий общения с клиентом в онлайне:
«E-commerce — это важная составляющая нынешней работы ритейлера и направление концентрации особых усилий. Ведь для современного рынка присутствие в диджитале — это неотъемлемая составляющая успешного развития», — отмечает директор по электронной коммерции Аврора Константин Яковлев.
Важно отметить, что в Украине сейчас один из самых диджитализированных e-commerce. У нас распространена схема работы Direct-to-Consumer, когда компании сами продают свою продукцию напрямую потребителям без посредников, также активно используется социальная коммерция в соцсетях, есть возможность удобно делать покупки через мобильные приложения, оплачивая их с помощью Apple Pay, Google Pay, мобильного банкинга и тому подобное.
Но также есть несколько направлений развития e-commerce, над которыми украинским представителям бизнеса все еще нужно работать. Например:
Да, эти направления в Украине активно развиваются, но впереди еще много работы.