Что ждет украинский e-commerce в 2024 году: разбираем ключевые тренды
Украинский рынок электронной коммерции продолжает расти, несмотря на войну. В 2023 году его объем составил 151 млрд грн, что на 17% больше, чем в 2022 году.
Этот тренд, скорее всего, продолжится и в 2024 году, причем темпы роста могут быть даже выше. Конечно, и конкуренция в e-commerce также растет с каждым годом. Чтобы быть в тренде и иметь больше конкурентных преимуществ, давайте разберем, какие тренды несет нам грядущий год.
Мобильный шопинг
Мобильный e-commerce уже давно является неотъемлемой частью украинского рынка электронной коммерции. В 2024 году этот тренд продолжится, и все больше покупок будет совершаться через мобильные устройства. Магазины, которые не будут оптимизированы для мобильных устройств, рискуют потерять часть своих клиентов. По данным Statista, в 2024 году мобильный шопинг будет составлять 72,9% от общего объема электронной коммерции.
Голосовой шопинг
Это способ совершения покупок в интернете с помощью голосового ввода. Этот тренд набирает популярность в Украине, как и во всем мире. Голосовой шопинг позволяет покупателям совершать покупки, не отрываясь от своих дел. Они могут просто голосом добавить товары в корзину или оформить заказ. Это существенно экономит наш самый ценный ресурс — время. В Украине голосовой шопинг уже применяется некоторыми магазинами. Например, маркетплейс Rozetka предлагает своим клиентам возможность совершать покупки с помощью голосового помощника Алиса.
Коммерция через соцсети
Особую популярность последние годы набирает использование социальных сетей непосредственно для продажи товаров и услуг. Это быстро и удобно для покупателя, и одновременно просто и дешево для продавца — чтобы вывести в топ интернет-магазин, нужны месяцы, а раскрутить профиль в Инстаграм можно очень быстро. По прогнозам eMarketer, в 2024 году социальная коммерция достигнет $36,09 млрд, что составит 4,3% от общего объема электронной коммерции.
Покупки в сервисах прямых трансляций
Новый способ покупать товары и услуги, который сочетает в себе просмотр видеотрансляций и онлайн-шопинг. Обычно продажа происходит с помощью таких платформ как YouTube, Twitch, Facebook Live и др. Во время прямого эфира покупатели могут узнать больше о товарах и услугах, глядя, как их используют другие люди. По данным Coresight Research, в 2024 году покупки в сервисах прямых трансляций достигнут $25 млрд. Этот тренд, скорее всего, продолжится и в будущем, поскольку все больше людей открывают для себя преимущества покупок в прямом эфире.
Инфлюенс-маркетинг
Эффективный способ для брендов в сфере электронной коммерции повысить свою узнаваемость, доверие и лояльность клиентов, а также увеличить трафик и продажи. Сотрудничество с блогерами дает возможность брендам обращаться к целевой аудитории через известного человека.
Инфлюенсеры имеют большое количество подписчиков, которые доверяют их рекомендациям, а потому охотнее будут покупать товары, которыми пользуются их кумиры. По данным Business Insider, в 2024 году расходы на инфлюенс-маркетинг достигнут $15 млрд.
Автоматизация маркетинга
Сейчас распространено использование программного обеспечения для автоматизации рутинных задач маркетинговых кампаний, таких как рассылка электронной почты, публикация в социальных сетях и управление рекламой. Это позволяет брендам повысить эффективность и производительность своих маркетинговых усилий, а также улучшить персонализацию и сегментацию клиентов. Ожидается, что в 2024 году рынок автоматизации маркетинга достигнет $8,42 млрд.
Обратная связь
Технология, позволяющая получать отзывы и оценки от участников бизнес-процессов в режиме реального времени. Благодаря ей можно оперативно выявлять проблемы и внедрять необходимые изменения, что способствует повышению качества, производительности и удовлетворенности клиентов.
Чат-боты
Чат-боты могут использоваться компаниями для различных целей, таких как предоставление информации, консультирование, поддержка клиентов и продажи. Они могут помочь компаниям повысить эффективность коммуникации, снизить расходы и улучшить удовлетворенность клиентов. Большое количество украинских компаний сейчас использует ботов, поскольку это очень простой, малозатратный и эффективный инструмент взаимодействия с аудиторией.
Дополненная реальность
Дополненная реальность позволяет добавлять виртуальные объекты в реальный мир. AR может использоваться для улучшения опыта покупок, обучения, развлечений и других сфер. Например, бренды одежды и косметики используют AR, чтобы позволить клиентам пробовать товары не выходя из дома. Этот тренд уже несколько лет заходит на украинский рынок, но пока еще не приобрел супермассового значения.
Тенденции и стратегии e-commerce от avrora.ua
Avrora.ua выделяет несколько стадий общения с клиентом в онлайне:
- Присутствие в диджитале. Компания рассказывает клиентам, что Аврора есть не только в оффлайне, но и в онлайне, где они могут найти больше товаров и услуг;
- Предложение ценности. Ритейлер предлагает клиентам комфортный уровень цен и уникальные товары, которые отличают нас от конкурентов. Также предоставляет бесплатную доставку до 1100 торговых точек Аврора;
- Преимущества сети. Компания использует закупочные возможности и инструменты импорта, чтобы давать лучшие цены клиентам, а также выстраивает предложение вокруг базовых потребностей клиента, предлагая широкий выбор категорий товаров.
- Сбор и анализ данных. Собирает и использует Big Data, чтобы улучшать сервис и предложение. Сейчас ритейлер фокусируется на показателях retention (удержание) и LTV (пожизненная стоимость) клиентов, а также на NPS (оценка лояльности клиентов) и CSI (индекс потребительской удовлетворенности). Также обращает внимание на отзывы и идеи клиентов, чтобы учитывать их потребности и пожелания.
«E-commerce — это важная составляющая нынешней работы ритейлера и направление концентрации особых усилий. Ведь для современного рынка присутствие в диджитале — это неотъемлемая составляющая успешного развития», — отмечает директор по электронной коммерции Аврора Константин Яковлев.
Чем живет мир: новые тенденции и фишки, которые еще не дошли до украинского рынка
Важно отметить, что в Украине сейчас один из самых диджитализированных e-commerce. У нас распространена схема работы Direct-to-Consumer, когда компании сами продают свою продукцию напрямую потребителям без посредников, также активно используется социальная коммерция в соцсетях, есть возможность удобно делать покупки через мобильные приложения, оплачивая их с помощью Apple Pay, Google Pay, мобильного банкинга и тому подобное.
Но также есть несколько направлений развития e-commerce, над которыми украинским представителям бизнеса все еще нужно работать. Например:
- Персонализация на основе искусственного интеллекта. Это технология, которая позволяет адаптировать предложения, контент и сервис к индивидуальным потребностям и предпочтениям каждого клиента, используя искусственный интеллект, машинное обучение и анализ данных. Такая персонализация может повысить конверсию, лояльность и удовлетворенность клиентов;
- Омниканальность. Это подход, который обеспечивает бесшовный и интегрированный опыт покупки на всех каналах коммуникации и взаимодействия с брендом, включая сайт, мобильное приложение, социальные сети, офлайн-магазины и тому подобное. Омниканальность позволяет клиентам выбирать наиболее удобный для них способ покупки и получать одинаково высокое качество обслуживания.
Да, эти направления в Украине активно развиваются, но впереди еще много работы.