Владислав Чечеткин, Rozetka: Мы переходим от этапа выживания к этапу восстановления

Владислав Чечеткин, Rozetka: Мы переходим от этапа выживания к этапу восстановления

06.06.2022 12:00
  865
Дарія Осіїк

Владислав Чечоткин рассказал Forbes о том, в каком состоянии сейчас Rozetka, о своих неправильных управленческих решениях и о том, почему компания в первую очередь развелась с айтишниками. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами этого материала.

В марте совладелец маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин отправил своим сотрудникам печальное письмо. В нем бизнесмен, вместе с женой Ириной построивший крупнейшую в стране e-commerce-платформу, назвал свою компанию «пикирующим самолетом». За первые недели войны выручка упала с 4 млрд. грн. в месяц до 23 млн. грн., склад был заблокирован, а покупатели массово возвращали товар. «Все, что мы с Ирой и с вами строили 18 лет, все, чему мы посвятили свою жизнь, рушилось у нас на глазах», – писал он.

С этого времени новости от Rozetka были более оптимистичными. Она уже открыла 200 из 270 своих отделений и вернула на работу 4000 сотрудников. Владислав Чечеткин рассказал Forbes о том, как живет компания и почему война отправила его бизнес почти в нокуат. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами этого материала.

О том, как изменилась Rozetka за 100 дней войны

Весь 2021 год мы неслись вперед с безумной скоростью. При том, что раньше я аккуратно подходил к развитию компании и очень взвешивал свои действия. Я всегда думал, как мы пройдем очередную турбулентность. И это не подводило.

Следует сказать, что Rozetka зародилась во время Оранжевой революции. Мы начали взлетать, и наступил 2008 год. Затем был наш персональный кризис в 2012 году, когда приходили пособники Януковича. После этого последовала война 2014 года. Стыдно уже вспоминать, был коронавирус. Ко всем этим кризисам Rozetka подходила в собранном виде. Мы аккуратно относились ко всем планам и почти все делали за свои.

Но 2021 год провели в безудержном росте – магазинах, количестве сотрудников, расходах. Это был необычный период для Rozetka: «Бери больше – бросай дальше». Поэтому когда началась война, мы были в худшей форме для этого. Огромное количество незаконченных построек, большие для нас обязательства перед банком. И, конечно, это повлияло на первые дни и на первое мое впечатление от того, что происходит.

Из режима безудержного роста и серьезных инвестиций мы перешли в режим для себя традиционный. Мы собрались, внимательно смотрим на затраты и эффективность здесь и сейчас. И, конечно, нужно признаться, мало думаем о будущем. Думаем о том, как бы остаться на плаву и выжить в сложившейся ситуации.

О пессимистическом письме к сотрудникам

Это письмо было отправлено 16 или 18 марта, а написано еще раньше. Тогда Киев был заблокирован, Броварское и Бориспольское направления постоянно обстреливали. Я не был уверен, что мы это дело переживем. И это были не субъективные, а конкретные предпосылки. Rozetka не стала бы российским бизнесом, если бы россияне дошли до Киева. А если бы ракеты попали в наши склады, мы бы, возможно, не выжили.

Но слава ВСУ россиян выгнали из Киевской области, а затем из Сумской и Черниговской. И это позволило нам совсем иначе смотреть на мир, планировать свою жизнь и надеяться, что россияне никогда больше не зайдут в Киевскую область.

Об актуальном бизнес-состоянии и проблемах Rozetka

Мы переходим от этапа выживания к этапу восстановления и планирования своего будущего. Мы опять менее оптимистичны: планируем по-украински. То есть рассчитываем на свои силы и мало верим в волшебника на голубом вертолете. У инвестора какого-нибудь. Вернулись к тому, что делали всю жизнь – жить и строить за свои.

Главная проблема – война в Украине. А вторая проблема – это то, что в связи с войной у нас потребителей стало меньше. Мы видим это по цифрам. Третья проблема – это курс гривны. Но это все не значит, что мы не справимся. Мы перестроимся, но справимся.

О динамике бизнеса в апреле-уровне

Я стараюсь цифры не говорить. Но май лучше, чем апрель. Апрель, конечно, драматично лучше, чем март. В марте были цифры, которые я заявлял. На 20 марта у нас был оборот 23 млн грн. При том, что в декабре было 4 млрд грн.

Лучше чувствуют себя, по нашему мнению, маленькие предприниматели. Посмотрите на крупных поставщиков, на международные компании – они перестраивают процессы, пытаются найти способ, как не потерять, как жить дальше, в то время как маленькие массово захватывают рынок. Они находят, как из лимона выжать сок. Условно, он торговал кроссовками, а теперь берцами или до этого велосипедами, а теперь карематами, биноклями и какими-то системами фильтрации воды. Это ожидаемо. И это любопытная история. Если бизнесу не мешать, то жизнь будет значительно лучше.

Об изменениях в количестве партнеров на маркетплейсе

Конечно, их стало меньше. Не могу дать цифру, потому что каждый день они восстанавливаются и появляются новые. Самые большие потери – Одесса и Харьков. В Одессе рынок «7-й километр» не работает, потому что заблокирован морской транспорт, в Харькове «Барабашово» сгорело. Потом была большая проблема с логистикой, мы все хорошо помним первые месяц-полтора. Товары не доезжали, ехали очень долго. Тогда маленькие бизнесы очень страдали. Потому что Rozetka могла перераспределить товар – где поставлять из Львова, где из Киева. Наши героические водители возили под обстрелами машины Rozetka.

А если у партнеров один маленький склад, один магазинчик и если они заблокированы в Чернигове или Харькове, то для них это было смерти подобно. Но как только операции стали возвращаться, стали больше похожи на операции, которые были в мирное время, активность партнеров стала быстро расти.

Конечно, мы потеряли какое-то количество партнеров. Есть люди, у которых склад сгорел или магазин. Кто-то потерял жилье и уехал. Но на их место приходят другие.

Об изменениях в условиях сотрудничества с партнерами и в условиях управления Rozetka

С начала полномасштабного вторжения до 15 марта мы не принимали комиссию вообще. Затем следующие 15 дней – 50%. А с апреля вернули полностью. Но по военным товарам комиссии не было с 24 февраля. Ее нет и сейчас.

У нас стал гораздо меньший горизонт планировки. И гораздо менее амбициозное инвестирование. И выросла частота коммуникаций внутри команды.

О сокращении ИТ-работников

Уже 27 февраля наши айтишники начали получать предложения по работе от разных компаний. Когда я понимаю, что люди получают предложения о работе, а я не знаю, что у меня будет завтра, моей первой реакцией было сообщить им, что у нас не с чего платить зарплату. У нас товары заблокированы, в любой момент могут сгореть. А на счету физически мало денег. Да еще и наши клиенты товар не покупают. И мы, понимая какие у нас общие перспективы, объявили, что уже нет возможности удерживать их из-за сократившихся доходов.

Нам удалось сохранить скелет команды. В апреле-мае мы в результате возобновления бизнеса собрали какое-то количество людей. Но, к сожалению, в марте расстались с большой частью команды.

В общей сложности сейчас работает 50% команды. Часть людей частично занята. Это нужно и для того, чтобы соответствовать трудовому законодательству, и чтобы больше людей могли получать зарплату.

О логике возобновления работы отделений и драйверов продаж

В основном это неразрушенные отделения на неоккупированной части Украины. Но есть и отделения на мирной территории, которые были вынуждены закрыть. Потому что, например, они только начали работать и не успели набрать обороты. Из-за выехавших людей и из-за падения покупательной способности мы, к сожалению, не можем их поддерживать.

Есть отделения, которые пришлось закрыть из-за неадекватного поведения арендодателей. Не все пошли нам навстречу и продолжали требовать от нас довоенных условий, которые мы физически не можем выполнять.

В нашем бизнесе основные драйверы роста – продукты питания. И товары двойного назначения. А основные пострадавшие – это товары для детей и женщин. Мы очень сильно чувствуем и видим, что женщин и детей стало намного меньше в Украине, чем раньше.

франшиза Rozetka

О проблемах поставки техники и дефиците

И производители, и дистрибьюторы делают все, чтобы предотвратить этот дефицит. Но надо понимать, что нестабильная гривна плюс разрушенная цепочка поставок приводят к тому, что она точно будет. И точно будет проблема с ассортиментом.

В то же время упавший спрос и падение национальной валюты сильно замедляют продажи остатков. И все уравновешивается немного. Но самое главное, что вы заметите – это отсутствие ассортимента. Базовые холодильник и стиральная машинка будут, а вот если ты захочешь чего-нибудь особенного, то нет. И это касается не только техники. Но нас спасут малые предприниматели. Они смогут купить маленькие партии. Привезти из Германии, Польши или самолетом из Китая. Да, это будет дороже. И не будет ассортимента. Но они всегда быстрее уходят на кардинальные перемены.

Вот эта нестабильность породит новых игроков и звезд. Потому что всегда кризис – это новые возможности.

О договоренностях с поставщиками по расчетам за уничтоженную технику и о фиксации убытков

У нас в целом сгорело, захвачено или разбомблено 25 магазинов, часть товаров потеряна в процессе перевозки в первые дни вторжения. В целом позиция такова: после войны будем решать.

Мы ничего не рассчитываем получить от государства. Мы все зафиксировали, сделали заявление в полицию. Надеемся, когда Украина выиграет войну и будет вопрос о репарации, мы получим выплату за счет России.

Rozetka платит своим поставщикам. Погашение задолженности за товар, отгруженный ранее, сейчас производится по мере реализации этого товара. Мы готовы вернуть его, если поставщик так желает. А о новых поставках договариваемся с поставщиками об условиях отсрочки или реализации. Оплачивать товары заранее – на сегодняшний день мы практически не можем.

О правильных управленческих решениях военного времени

Я могу сказать, какие неправильные решения. К примеру, когда конкуренты в последние дни перед войной вывозили магазины из Херсона, Мариуполя и других городов, мы принципиально этого не делали. Потому что не очень верили, что туда война дойдет, и я был уверен, что наши воины смогут отстоять города. В то же время я рассматривал вывоз товара и эвакуацию магазинов из этих городов как очень плохой знак для своих сотрудников. Скорее всего, был неправ. Возможно, у нас экономические потери были бы меньше. И люди были бы живы, потому что они остались в этом городе и ходили на работу.

Еще одно неправильное решение – динамика развития в 2021 году. Руководство страны говорит: о том, что будет война, было известно год назад. А мы не к войне готовились, а покорять Вселенную. Надо было делать совсем по-другому. Но почему политическое руководство решило этого не доносить до бизнеса.

О решениях, которые помогли бизнесу

Мы полагались на команду, на их инициативу. Готовились по гражданской обороне. У нас были пожарные расчеты, мы закупили оборудование и проводили регулярные тренировки на случай войны. Ведь самые большие потери от пожаров, а не осколков. У нас было еще с советских времен бомбоубежища и мы подготовили их – сделали запасы воды, пищи, провели вентиляцию. И это сыграло большую роль, потому что эти бомбоубежища превратились в центры жизни. Люди приходили с семьями, жили там неделями или месяцами, когда они работали.

В первые дни войны наши ребята решили построить бомбоубежища на складах там, где их не было. И это удалось сделать примерно через неделю – в прифронтовых условиях, мне кажется, это был подвиг. Который также помог вывести людей на работу.

У нас очень хорошо отработала IТ-служба. Сайт не упал от всех этих ddos-атак. Удержали. Хорошо отработали сотрудники магазинов и служба безопасности. Везде, где не было таких боев, как в Макарове, Буче и Ирпене, нам удалось сохранить много материальных ценностей. И даже часть перевезти из разбитых магазинов. Я не представляю своих ощущений, как я ехал бы на работу под обстрелом спасать материальные ценности.

О главном уроке войны

Первый. Война еще не окончилась. И главный урок: если твое дело – это дело твоей жизни, если ты живешь этим, то ты можешь быть успешнее, чем тот, кто просто отдает свое время работе.

Второе. Я всегда опасался кредитов. Всегда боялся историй: «Бери сейчас – плати потом». И это нас во многом спасает. Бизнес не банкротится.

И третье – то, что мы говорили всегда. Все желают быть Израилем, все желают выходить на внешние рынки. И тем, кто сейчас работает на внешние рынки, все завидуют. Все айтишние организации хвастаются, что их бизнес не упал. В первую очередь, за счет хайпа имени «Украина». Многие иностранные заказчики пытаются поддержать нас, дать большее количество работы. В этом плане – мы (Rozetka) работаем на украинском рынке, где у нас война, и можно потерять все с одним снарядом.

О бизнесе после войны

Никто не знает, когда война кончится. Но, так или иначе, людям нужно потреблять. Они хотят иметь выбор и, какая бы ни была ситуация, качественный сервис. Люди любят Rozetka и хотят использовать. Так что Rozetka в Украине – будет жить!

А насколько у нас хватит идей для того, чтобы выходить на внешние рынки или у нас появился какой-то экспортный бизнес, это теоретический вопрос.

Мы безубыточны. Конечно, хотелось бы вернуться к довоенным объемам и амбициям. Но в стране, где идет война, один снаряд может закончить все, что у тебя есть, когда каждый день кто-то погибает из твоих знакомых или знакомых знакомых, рассказывать о том, что хотелось бы, неправильно.

Но мы являемся оптимистическим бизнесом. Я верю, что Украина восторжествует и весь мир будет помогать нам. Но даже без этого наш бизнес устойчив, и мы будем работать.

Читайте также — 

Дефицит брендов. Импорт одежды в Украину упал на 60%, а H&M и Zara не спешат открываться. Есть ли шанс у украинских производителей


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка