
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Владислав Чечоткин рассказал Forbes о том, в каком состоянии сейчас Rozetka, о своих неправильных управленческих решениях и о том, почему компания в первую очередь развелась с айтишниками. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами этого материала.
В марте совладелец маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин отправил своим сотрудникам печальное письмо. В нем бизнесмен, вместе с женой Ириной построивший крупнейшую в стране e-commerce-платформу, назвал свою компанию «пикирующим самолетом». За первые недели войны выручка упала с 4 млрд. грн. в месяц до 23 млн. грн., склад был заблокирован, а покупатели массово возвращали товар. «Все, что мы с Ирой и с вами строили 18 лет, все, чему мы посвятили свою жизнь, рушилось у нас на глазах», – писал он.
С этого времени новости от Rozetka были более оптимистичными. Она уже открыла 200 из 270 своих отделений и вернула на работу 4000 сотрудников. Владислав Чечеткин рассказал Forbes о том, как живет компания и почему война отправила его бизнес почти в нокуат. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами этого материала.
Весь 2021 год мы неслись вперед с безумной скоростью. При том, что раньше я аккуратно подходил к развитию компании и очень взвешивал свои действия. Я всегда думал, как мы пройдем очередную турбулентность. И это не подводило.
Следует сказать, что Rozetka зародилась во время Оранжевой революции. Мы начали взлетать, и наступил 2008 год. Затем был наш персональный кризис в 2012 году, когда приходили пособники Януковича. После этого последовала война 2014 года. Стыдно уже вспоминать, был коронавирус. Ко всем этим кризисам Rozetka подходила в собранном виде. Мы аккуратно относились ко всем планам и почти все делали за свои.
Но 2021 год провели в безудержном росте – магазинах, количестве сотрудников, расходах. Это был необычный период для Rozetka: «Бери больше – бросай дальше». Поэтому когда началась война, мы были в худшей форме для этого. Огромное количество незаконченных построек, большие для нас обязательства перед банком. И, конечно, это повлияло на первые дни и на первое мое впечатление от того, что происходит.
Из режима безудержного роста и серьезных инвестиций мы перешли в режим для себя традиционный. Мы собрались, внимательно смотрим на затраты и эффективность здесь и сейчас. И, конечно, нужно признаться, мало думаем о будущем. Думаем о том, как бы остаться на плаву и выжить в сложившейся ситуации.
Это письмо было отправлено 16 или 18 марта, а написано еще раньше. Тогда Киев был заблокирован, Броварское и Бориспольское направления постоянно обстреливали. Я не был уверен, что мы это дело переживем. И это были не субъективные, а конкретные предпосылки. Rozetka не стала бы российским бизнесом, если бы россияне дошли до Киева. А если бы ракеты попали в наши склады, мы бы, возможно, не выжили.
Но слава ВСУ россиян выгнали из Киевской области, а затем из Сумской и Черниговской. И это позволило нам совсем иначе смотреть на мир, планировать свою жизнь и надеяться, что россияне никогда больше не зайдут в Киевскую область.
Мы переходим от этапа выживания к этапу восстановления и планирования своего будущего. Мы опять менее оптимистичны: планируем по-украински. То есть рассчитываем на свои силы и мало верим в волшебника на голубом вертолете. У инвестора какого-нибудь. Вернулись к тому, что делали всю жизнь – жить и строить за свои.
Главная проблема – война в Украине. А вторая проблема – это то, что в связи с войной у нас потребителей стало меньше. Мы видим это по цифрам. Третья проблема – это курс гривны. Но это все не значит, что мы не справимся. Мы перестроимся, но справимся.
Я стараюсь цифры не говорить. Но май лучше, чем апрель. Апрель, конечно, драматично лучше, чем март. В марте были цифры, которые я заявлял. На 20 марта у нас был оборот 23 млн грн. При том, что в декабре было 4 млрд грн.
Лучше чувствуют себя, по нашему мнению, маленькие предприниматели. Посмотрите на крупных поставщиков, на международные компании – они перестраивают процессы, пытаются найти способ, как не потерять, как жить дальше, в то время как маленькие массово захватывают рынок. Они находят, как из лимона выжать сок. Условно, он торговал кроссовками, а теперь берцами или до этого велосипедами, а теперь карематами, биноклями и какими-то системами фильтрации воды. Это ожидаемо. И это любопытная история. Если бизнесу не мешать, то жизнь будет значительно лучше.
Конечно, их стало меньше. Не могу дать цифру, потому что каждый день они восстанавливаются и появляются новые. Самые большие потери – Одесса и Харьков. В Одессе рынок «7-й километр» не работает, потому что заблокирован морской транспорт, в Харькове «Барабашово» сгорело. Потом была большая проблема с логистикой, мы все хорошо помним первые месяц-полтора. Товары не доезжали, ехали очень долго. Тогда маленькие бизнесы очень страдали. Потому что Rozetka могла перераспределить товар – где поставлять из Львова, где из Киева. Наши героические водители возили под обстрелами машины Rozetka.
А если у партнеров один маленький склад, один магазинчик и если они заблокированы в Чернигове или Харькове, то для них это было смерти подобно. Но как только операции стали возвращаться, стали больше похожи на операции, которые были в мирное время, активность партнеров стала быстро расти.
Конечно, мы потеряли какое-то количество партнеров. Есть люди, у которых склад сгорел или магазин. Кто-то потерял жилье и уехал. Но на их место приходят другие.
С начала полномасштабного вторжения до 15 марта мы не принимали комиссию вообще. Затем следующие 15 дней – 50%. А с апреля вернули полностью. Но по военным товарам комиссии не было с 24 февраля. Ее нет и сейчас.
У нас стал гораздо меньший горизонт планировки. И гораздо менее амбициозное инвестирование. И выросла частота коммуникаций внутри команды.
Уже 27 февраля наши айтишники начали получать предложения по работе от разных компаний. Когда я понимаю, что люди получают предложения о работе, а я не знаю, что у меня будет завтра, моей первой реакцией было сообщить им, что у нас не с чего платить зарплату. У нас товары заблокированы, в любой момент могут сгореть. А на счету физически мало денег. Да еще и наши клиенты товар не покупают. И мы, понимая какие у нас общие перспективы, объявили, что уже нет возможности удерживать их из-за сократившихся доходов.
Нам удалось сохранить скелет команды. В апреле-мае мы в результате возобновления бизнеса собрали какое-то количество людей. Но, к сожалению, в марте расстались с большой частью команды.
В общей сложности сейчас работает 50% команды. Часть людей частично занята. Это нужно и для того, чтобы соответствовать трудовому законодательству, и чтобы больше людей могли получать зарплату.
В основном это неразрушенные отделения на неоккупированной части Украины. Но есть и отделения на мирной территории, которые были вынуждены закрыть. Потому что, например, они только начали работать и не успели набрать обороты. Из-за выехавших людей и из-за падения покупательной способности мы, к сожалению, не можем их поддерживать.
Есть отделения, которые пришлось закрыть из-за неадекватного поведения арендодателей. Не все пошли нам навстречу и продолжали требовать от нас довоенных условий, которые мы физически не можем выполнять.
В нашем бизнесе основные драйверы роста – продукты питания. И товары двойного назначения. А основные пострадавшие – это товары для детей и женщин. Мы очень сильно чувствуем и видим, что женщин и детей стало намного меньше в Украине, чем раньше.
И производители, и дистрибьюторы делают все, чтобы предотвратить этот дефицит. Но надо понимать, что нестабильная гривна плюс разрушенная цепочка поставок приводят к тому, что она точно будет. И точно будет проблема с ассортиментом.
В то же время упавший спрос и падение национальной валюты сильно замедляют продажи остатков. И все уравновешивается немного. Но самое главное, что вы заметите – это отсутствие ассортимента. Базовые холодильник и стиральная машинка будут, а вот если ты захочешь чего-нибудь особенного, то нет. И это касается не только техники. Но нас спасут малые предприниматели. Они смогут купить маленькие партии. Привезти из Германии, Польши или самолетом из Китая. Да, это будет дороже. И не будет ассортимента. Но они всегда быстрее уходят на кардинальные перемены.
Вот эта нестабильность породит новых игроков и звезд. Потому что всегда кризис – это новые возможности.
У нас в целом сгорело, захвачено или разбомблено 25 магазинов, часть товаров потеряна в процессе перевозки в первые дни вторжения. В целом позиция такова: после войны будем решать.
Мы ничего не рассчитываем получить от государства. Мы все зафиксировали, сделали заявление в полицию. Надеемся, когда Украина выиграет войну и будет вопрос о репарации, мы получим выплату за счет России.
Rozetka платит своим поставщикам. Погашение задолженности за товар, отгруженный ранее, сейчас производится по мере реализации этого товара. Мы готовы вернуть его, если поставщик так желает. А о новых поставках договариваемся с поставщиками об условиях отсрочки или реализации. Оплачивать товары заранее – на сегодняшний день мы практически не можем.
Я могу сказать, какие неправильные решения. К примеру, когда конкуренты в последние дни перед войной вывозили магазины из Херсона, Мариуполя и других городов, мы принципиально этого не делали. Потому что не очень верили, что туда война дойдет, и я был уверен, что наши воины смогут отстоять города. В то же время я рассматривал вывоз товара и эвакуацию магазинов из этих городов как очень плохой знак для своих сотрудников. Скорее всего, был неправ. Возможно, у нас экономические потери были бы меньше. И люди были бы живы, потому что они остались в этом городе и ходили на работу.
Еще одно неправильное решение – динамика развития в 2021 году. Руководство страны говорит: о том, что будет война, было известно год назад. А мы не к войне готовились, а покорять Вселенную. Надо было делать совсем по-другому. Но почему политическое руководство решило этого не доносить до бизнеса.
Мы полагались на команду, на их инициативу. Готовились по гражданской обороне. У нас были пожарные расчеты, мы закупили оборудование и проводили регулярные тренировки на случай войны. Ведь самые большие потери от пожаров, а не осколков. У нас было еще с советских времен бомбоубежища и мы подготовили их – сделали запасы воды, пищи, провели вентиляцию. И это сыграло большую роль, потому что эти бомбоубежища превратились в центры жизни. Люди приходили с семьями, жили там неделями или месяцами, когда они работали.
В первые дни войны наши ребята решили построить бомбоубежища на складах там, где их не было. И это удалось сделать примерно через неделю – в прифронтовых условиях, мне кажется, это был подвиг. Который также помог вывести людей на работу.
У нас очень хорошо отработала IТ-служба. Сайт не упал от всех этих ddos-атак. Удержали. Хорошо отработали сотрудники магазинов и служба безопасности. Везде, где не было таких боев, как в Макарове, Буче и Ирпене, нам удалось сохранить много материальных ценностей. И даже часть перевезти из разбитых магазинов. Я не представляю своих ощущений, как я ехал бы на работу под обстрелом спасать материальные ценности.
Первый. Война еще не окончилась. И главный урок: если твое дело – это дело твоей жизни, если ты живешь этим, то ты можешь быть успешнее, чем тот, кто просто отдает свое время работе.
Второе. Я всегда опасался кредитов. Всегда боялся историй: «Бери сейчас – плати потом». И это нас во многом спасает. Бизнес не банкротится.
И третье – то, что мы говорили всегда. Все желают быть Израилем, все желают выходить на внешние рынки. И тем, кто сейчас работает на внешние рынки, все завидуют. Все айтишние организации хвастаются, что их бизнес не упал. В первую очередь, за счет хайпа имени «Украина». Многие иностранные заказчики пытаются поддержать нас, дать большее количество работы. В этом плане – мы (Rozetka) работаем на украинском рынке, где у нас война, и можно потерять все с одним снарядом.
Никто не знает, когда война кончится. Но, так или иначе, людям нужно потреблять. Они хотят иметь выбор и, какая бы ни была ситуация, качественный сервис. Люди любят Rozetka и хотят использовать. Так что Rozetka в Украине – будет жить!
А насколько у нас хватит идей для того, чтобы выходить на внешние рынки или у нас появился какой-то экспортный бизнес, это теоретический вопрос.
Мы безубыточны. Конечно, хотелось бы вернуться к довоенным объемам и амбициям. Но в стране, где идет война, один снаряд может закончить все, что у тебя есть, когда каждый день кто-то погибает из твоих знакомых или знакомых знакомых, рассказывать о том, что хотелось бы, неправильно.
Но мы являемся оптимистическим бизнесом. Я верю, что Украина восторжествует и весь мир будет помогать нам. Но даже без этого наш бизнес устойчив, и мы будем работать.
Читайте также —