«Брусничка». Как эффективно решить вопросы логистики в продуктовом ритейле
Четыре правила директора департамента логистики ООО «Украинский Ритейл» (сеть «Брусничка») Алексея Коваленко
Компании, довольные достигнутыми результатами, часто оказываются позади конкурентов, которые не перестают искать возможности стать лучшими в своем сегменте. Департамент логистики для ритейла – это кровеносная система, которая должна вовремя снабжать магазины необходимыми товарами в запланированном количестве. Если этого не происходит в торговой сети, как и в организме, начинаются сбои. Об этом RAU рассказал директор департамента логистики ООО «Украинский Ритейл» (сеть «Брусничка») Алексей Коваленко.
В 2015 году существенной проблемой не только для нашей сети, но и для ритейла в целом стало снижение покупательского спроса. Как следствие, снизились объемы отгрузок. Пришлось находить нестандартные решения для повышения эффективности и снижения затрат.
Правило 1. Следите за упущенными продажами
Одно из таких решений – система ежедневного мониторинга упущенных продаж и причин, по которым они возникают.
Упущенные продажи – это неудовлетворенность покупателей, недоработки логистики, связанные с неправильными заказами или некорректными логиками распределения товаров, недостаточным уровнем сервиса при отгрузках с распределительного центра в торговые точки. Владея этими данными, мы можем принимать системные решения и снижать издержки, связанные с излишним запасом.
Правило 2. Контролируйте сроки годности
Имея опыт работы в продовольственной и непродовольственной рознице, могу сказать, что основная сложность продуктового ритейла заключается в жестком контроле сроков годности, как в цепи централизованной логистики, так и в торговых точках. Поэтому сеть должна молниеносно реагировать на изменения спроса, выстраивать однозначные условия поставок и возвратов некондиционной продукции поставщику. Кроме того, продовольственная розница выдвигает ряд обязательных для исполнения требований по частоте и условиям поставок, тогда как непродуктовый ритейл позволяет рассматривать различные варианты для минимизации затрат на транспортировку.
В 2015 году наша компания завершила проект внедрения WMS. Сейчас система управляет всеми основными процессами склада.
На этапе выбора и интеграции в процессы логистики перед новым ПО стояли две задачи:
- контроль сроков годности и оповещение о возможных ситуациях с подходящими сроками;
- управление всеми складскими процессами в режиме on-line, чтобы минимизировать человеческий фактор. Эта задача была наиболее сложной, но в рамках проекта ее удалось решить.
Сейчас, помимо установки четкого хронометража внутренних процессов, мы изменяем некоторые настройки системы с целью повышения ее эффективности. Также по нашей инициативе разработчик занимается созданием дополнительного функционала, который ранее не был реализован.
Правило 3. Прогнозируйте сезонные всплески
Нагрузка на логистическую систему в течение года неодинакова, существенно возрастает, например, в предпраздничные периоды. Для решения этой проблемы в компании должна существовать система прогнозирования. Благодаря централизации логистики, все сезонные всплески сосредотачиваются на распределительном центре. В периоды пиковых нагрузок мы сталкиваемся с двумя основными проблемами: транспорт и человеческий ресурс.
Первая проблема решается заключением договоров с подрядными транспортными предприятиями, где указывается гарантированное количество автомобилей, которые наша компания резервирует и обязуется задействовать. Безусловно, есть опасность заплатить неустойку, если реальный всплеск продаж окажется слабее запланированного. Однако потери в случае нехватки транспорта могут быть выше в разы.
Правило 4. Думайте о временных сотрудниках в моменты пиковых нагрузок
Проблему нехватки персонала в периоды пиковой нагрузки можно решать несколькими способами. Выберите тот, который вам подходит в данный момент.
1) Наймите заблаговременно дополнительных временных сотрудников и обучает их базовым действиям. В задачи регулярного персонала на этот период входит выполнение квалифицированных операций.
2) Заключите договор с подрядчиком, предоставляющим определенные логистические услуги или рабочий персонал.
3) Увеличьте заранее объемы поставок, равномерно заполняет сеть товарами и к началу праздничных продаж фокусируется только на выпадениях ассортимента. Подобная тактика позволяет избежать увеличения нагрузки на торговые точки и не требует расширения штата рабочих.
4) Договоритесь с поставщиками товаров повышенного спроса о комплектации поставок в соответствии с заказами магазинов. Тем самым задачи внутренней логистики сводятся к перегрузке уже сформированных объемов.
В нашем портфеле для обеспечения сети товарами есть также ряд нешаблонных решений, которые мы готовы применить в случае необходимости. В целом, существующие на сегодняшний день инфраструктура и технологические решения внутренней логистики позволяют нам расти еще минимум на 50% как в новых, так и в уже освоенных регионах.