Больше, чем во Львове: на Закарпатье строят больше всего ТРЦ в Украине

Больше, чем во Львове: на Закарпатье строят больше всего ТРЦ в Украине

01.10.2025 08:30
  7
Дарія Осіїк

В Ужгороде, Мукачево, Берегово во время полномасштабной войны открывают десятки торговых центров. Хватит ли на них арендаторов.

Война и переселение украинцев с востока страны превратили Закарпатье в регион, где активно строят торговые объекты. До полномасштабной войны область с населением 1,2 млн. не была в фокусе девелоперов: здесь доминировали морально устаревшие локальные торговые центры, а некоторых форматов вообще не было. Военные действия в Украине изменят ситуацию. Строительство ТЦ на востоке, севере и юге страны поставлено на паузу. Застройщики переориентировались на запад страны, которое рассматривают как «тихую гавань» для инвестиций. В Закарпатье – самая высокая динамика стартов и запусков профессиональных торговых объектов. Сколько и что там открывают? И хватит ли на все запланированные ТРЦ арендаторов?

Что хотят открывать

Во время полномасштабной войны в регионе открылись несколько торговых центров. В частности, четыре в Ужгороде. Крупнейший ТЦ – Белочка с торговой площадью 8000 кв. м, наименьший там же – Grushevsky – 3000 кв. м. Инвестиции в последний составили $5 млн.

До конца 2025 года должны заработать еще пять. В Ужгороде это Dream City и Korona с торговой площадью 8000 кв. м и 10 500 кв. м соответственно.

В Мукачево — торговый центр Росвиговский и первая очередь Retail Park Mukachevo (8500 кв. м и 8000 кв. м соответственно). А в Береговом – Retail Park Заграва площадью 8000 кв. м.

Причина активности девелоперов в Закарпатской области – увеличение количества потенциальных покупателей в регионе из-за внутренних переселенцев. По неофициальным данным, в область приехали 150 000 – 300 000 человек. «Приток внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), рост населения и повышение покупательной способности стимулируют развитие коммерческой недвижимости», – говорит СЕО консалтинговой компании Urban-X Владимир Чекалов. Он говорит о том, что появился устойчивый спрос на современные торговые площади и новую инфраструктуру потребления.

Маленьких много, больших – нет

С современными торговыми площадями в регионе – проблема. По словам Чекалова, в Закарпатье сейчас преобладают микрорайонные и локальные форматы торговой недвижимости, ориентированные на базовые повседневные потребности. Это ТЦ площадью 3000 –10 000 кв. м, которые чаще всего открывают в регионе. «Такие объекты являются экономически целесообразными, быстрыми в реализации и удобными для локального потребителя», — говорит он.

В то же время на рынке полностью отсутствуют объекты регионального формата (GLA 30 000+ кв. м). Это сдерживает развитие fashion-ритейла, ведь большинство крупных международных и национальных брендов требуют современной инфраструктуры.

В результате: гибкие бренды адаптируются к имеющимся условиям и открываются даже в небольших ТЦ. Среди последних – польский продавец одежды LPP (Reserved, House, Cropp, Mohito, Sinsay), украинская марка аксессуаров и одежды Famo, турецкий LC Waikiki и т.д. Более мощные игроки – New Yorker, H&M, Inditex – ожидают появления новых ТРЦ, объясняет СЕО Urban-X.

Важным маркером доверия стало появление в регионе ресторанов McDonald’s и KFC, которые впервые зашли на Закарпатье в 2024-м. Для международных сетей это сигналы безопасного спроса и платежеспособности, что дополнительно усиливает интерес к региону.

Интерес к региону подтвердили в Sinsay (польская группа LPP). Компания стремительно развивает сеть в Украине: всего в 2025 году открыли 100 магазинов. Закарпатская область не стала исключением. «Сейчас в регионе открыто 16 магазинов – все они начали работать во время войны. 11 магазинов было открыто в 2025 году. Строится еще девять», – подчеркнули в пресс-службе дистрибьюторской компании LPP Украина.

«Есть пул компаний, которые делают ставку на расширение сети в западных регионах», — говорит глава Украинского совета торговых центров Максим Гаврюшин. Кроме вышеупомянутого LPP, он называет Jysk, а также Comfy, который запустил небольшой формат магазинов бытовой техники.

Какие проекты обещают открыть в 2026-27 годах

Через два года, по данным консалтинговой компании UTG (Украинская торговая гильдия), в Закарпатском регионе девелоперы планируют сдать в эксплуатацию 13 торговых объектов. Это многое, сравнивая с «мертвой зоной» до войны, отмечают исследователи UTG.

Только в Ужгороде за два года должно выйти на рынок почти 120 000 кв. м торговой недвижимости. Для сравнения: во Львове анонсировано за тот же период выход 20 000 кв. м. В Черновцах – 100 000 кв. м.

Источник: Liga.net.

 

К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка