Андрей Жук, RAU: Какие перспективы развития украинского ритейла в Польше
Партнер Retail&Development Advisor, соучредитель и глава правления Ассоциации ритейлеров Украины, Андрей Жук в своей авторской колонке для портала НВ рассказал о возможностях украинского бизнеса на польском рынке.
На вопрос, рассматривает ли компания выход на польский рынок, 9 из 20 украинских торговых компаний отвечают «да», а 3 ритейлера — что у них есть работающий бизнес в Польше. Стоит ли сейчас рассматривать расширение бизнеса в дружественную страну?
Война стала уроком для украинского ритейла: важно иметь «запасной аэродром», то есть бизнес, работающий в другой юрисдикции. Эта «вакцина» от войны с нами останется надолго: многие украинские торговые компании будут рассматривать расширение в другие страны в ближайшей и далекой перспективах. Это уже происходит. Давайте рассмотрим польский рынок как один из потенциальных, а также сопутствующие факторы, способствующие появлению и развитию на нем именно украинских компаний.
Первый и самый главный фактор — конечно же, членство Украины в ЕС
Как только Украина станет кандидатом в члены, при условии окончания войны, интерес к нашей стране вырастет в сотни раз. Она станет привлекательной как для инвесторов, так и для торговых компаний (фуд-ритейл, нон-фуд и др.) и производителей. Членство также будет иметь обратный эффект для украинского бизнеса: украинские компании начнут работать согласно общим стандартам, принципам и правилам ведения бизнеса на территории ЕС. Соответственно, и выход на рынок соседней страны-члена ЕС станет легче и понятней, так как какие-то из этапов адаптации уже будут пройдены.
Рынок Польши высококонкурентный, но на нем есть свободные ниши
Конечно же, польский рынок насыщен и высококонкурентен, особенно это касается продуктового ритейла и бытовой техники — здесь много крупных сильных игроков. Но тем не менее есть незанятые ниши под узкоспециализированные решения: здесь могут успешно развиваться такие концепции, как «Семейная пекарня», «Молоко от фермера» и другие современные фуд-концепции. Даже в косметике может найтись место для узкой специализации. К примеру, благодаря нишевости хорошие результаты может показать бренд Isei; уже начал развивать бизнес в Польше Makeup, хотя сегмент онлайн-drogerie достаточно насыщен (здесь работают Douglas, Sephora и многие другие). В Польше могут добиться успеха и такие нишевые бренды одежды, как Vovk.
Интересна с точки зрения развития и ниша детских товаров, но в ней появился достаточно серьезный конкурент — торговые сети, работающие в бизнес-моделе Value Chain, в ассортименте которых присутствует, в том числе, детская одежда или игрушки. По ценовому сегменту — это такие себе аналоги магазинов «Аврора» в Украине, контролирующие продукт от закупки сырья до продажи и таким образом максимально снижающие стоимость товара. По такой модели в Польше работает уже более десятка компаний, среди них Kik, Pepco, Action, TEDi и др.
Разнообразный выбор локаций
У польских ТРЦ мало свободных площадей, а средняя продолжительность контракта аренды составляет 5 лет, но, тем не менее, есть большая вариативность путей развития сети с точки зрения локаций. Во-первых, это большое количество торговых центров по всей стране. Общее количество шопинг-центров в Польше — 445, что почти в 1,5 раза больше, чем в Украине. Во-вторых, если в Украине тяжело открыть магазин в областном центре, то в Польше торговые центры работают в городах с населением от 10 тыс. человек, что связано с более высокой платежеспособностью среднестатистического польского покупателя по сравнению с украинским.
И в-третьих, COVID оказал большое влияние на развитие ритейл-парков (147 по всей стране) — торговых комплексов, сгруппированных вокруг одной большой парковки, с отдельными входами в разные магазины. Из-за такой своей особенности ритейл-парки работали во время локдаунов, поэтому приобрели еще большую популярность, особенно для покупки товаров ежедневного спроса. Основной плюс для ритейлера — в аренду такого объекта не входят расходы арендодателя на обслуживание помещения ТРЦ, которые обычно составляют значительную часть расходов и с каждым годом могут расти.
И в заключение. В Украине много успешных локальных бизнесов, которые могли бы составить достойную конкуренцию польским компаниям. Но основная ошибка украинских предпринимателей, которые выходят на польский рынок, — уверенность, что между потреблением украинцев и поляков почти нет разницы и что уже наработанная успешная бизнес-модель на украинском рынке так же добьется успеха в другой стране, нужны только инвестиции. Это далеко не так. Польша — уникальная страна, с уникальной конкурентной средой и потребителем. И эти расхождения с украинским рынком могут стать как тупиком, так и возможностями для развития.
Читайте также —
Обманчивая легкость: 10 причин, почему украинским ритейлерам не удается закрепиться в Польше