Андрей Логвин, Kasta.ua: Партнерство не должно рождаться из дружбы

Андрей Логвин, Kasta.ua: Партнерство не должно рождаться из дружбы

26.06.2019 04:00
  344
rau

Соучредитель и генеральный директор компании Kasta.ua — о партнерстве в бизнесе, развитии во время кризиса и конкуренции за людей.

Читайте українською

Соучредитель и СЕО интернет-магазина Kasta.ua Андрей Логвин в рамках первого RAU Investment Forum 2019, организованного Ассоциацией ритейлеров Украины и компанией Dragon Capital, рассказал о том, как находить баланс между работой и личной жизнью, деньги для развития и о конкуренции на рынке электронной торговли . Investory.news подготовила конспект рассказа бизнесмена, а RAU выбрала самые интересные тезисы.

О мотивации и life and work balance

Наша локальная задача — делать гораздо больше, чем делаем сейчас. Можно провести аналогию со спортом. Если ты занимаешься бегом, чтобы согреться, то баланс между работой и жизнью найти достаточно просто. А если ты бегаешь и хочешь обогнать самого быстрого, тебе придется серьезно напрягаться.

Если ты делаешь какие-то неординарные вещи, непросто постоянно оставаться в зоне комфорта. Сэм Уолтон, основатель Walmart, говорил: «Если вы пришли в ритейл и не работаете шесть дней в неделю, у меня для вас плохие новости — вас скоро не будет».

Даже при всей любви к работе нужно выходить из зоны комфорта, надрываться и показывать коллегам своим примером, как нужно вкладываться.

О партнерстве в бизнесе

Партнерство не должно рождаться из дружбы, а дружба — из партнерства. Мой опыт подсказывает, что ты не должен выбирать по показателю «клевые ребята, знаем друг друга еще с детского сада, давайте сделаем бизнес». Конечно, есть случаи успеха таких историй, но большинство из них все же не успешные.

В нашем бизнесе — ритейл, IT — достаточно трудно найти человека, в котором сочетаются все важные навыки и сильные стороны. Каждый из партнеров должен дополнять друг друга в любом случае. Не знаю, почему в Украине так сложно с партнерством. Возможно, потому, что у нас есть определенный менталитет, достаточно высокие амбиции, поєтому примеров успешных партнерств в зрелом возрасте я знаю немного.

Надо развивать не только бизнес, но и друг друга. В бизнесе если кто-то растет, а кто-то остается на месте, это приводит к разбалансировке «корабля». И здесь критически важно совместное развитие.

Есть такая американская поговорка «Чем дольше вы дружите, тем толще должно быть ваше партнерское соглашение». У нас считается, что товарищи всегда смогут разобраться с проблемами, и вообще говорить о соглашении в начале построения собственного общего дела как-то «не по-пацански». А потом начинаются сложности.

О развитии во время кризисов

Я считаю, что во время кризисов происходит развитие. В целом, философы сходятся во мнении, что самая высокая мотивация у человека в кризис в том, что это — близость смерти. Ничто так не мобилизует твои силы, как знание того, что ты исчезнешь.

Кризис — это точно возможности. Любимый мой пример — южнокорейский рынок, где работают десятки тысяч интернет-магазинов с маржой в 10%, где просто дикая конкуренция. Мы же находимся в условиях, по моему мнению, еще достаточно низкого уровня конкуренции. И кризис — это естественный человеческий отбор по Дарвину: слабые умирают, сильные становятся еще сильнее. И появляется окно возможностей, чтобы понять, кто есть кто на рынке.

О конкуренции

Мы смотрим на западные рынки, на продукты, которые там создаются, и понимаем, что мы находимся все еще в «теплой ванне». Потому что такую большую страну с 45-46 миллионами населения с таким низким проникновением в сфере e-commerce — максимум на уровне 4-5% — найти довольно трудно.

В течение следующих 4-5 лет рынок должен увеличиться в 5 раз, и мы должны дать такое качество продукта потребителю, чтобы он был доволен. И в этом остановить нас никто не сможет: ни Alibaba, ни Amazon, ни коллега из Киева не смогут запретить нам делать классный продукт.

Сейчас мы находимся в ситуации, когда все зависит от нас. Но что будет, когда сюда зайдет Amazon? Мы бедные, голодные, у нас нет плана Б, в отличие от Amazon, но это наша страна и это будет наш самый важный бой. И точно не надо падать раньше выстрелов.

Примеров, где Amazon проиграл рынки, довольно много. То есть ничего даже придумывать не нужно, стоит только повторить чей-то опыт.

Все возможности сейчас находятся в руках наших коллег. Например, в сфере электронной коммерции очень большая проблема удержания айтишников. Для понимания: во время учебы в Стэнфорде я услышал, что если специалист разбирается в machine learning, его годовая заработная плата стартует от $400 000 в год, если он разбирается в том, как использовать эти знания в процессе создания продукта, это зарплата в $1 млн в год. Мы — очень благоприятная среда для воспитания таких специалистов.

Рецепт здесь один: мы находимся в глобальном мире, поэтому должны научиться платить конкурентные деньги сотрудникам. А для этого надо развивать бизнес.

Время, когда ты приобрел свечной заводик и производишь 5-10 свечей, платишь сотрудникам по 500-800 евро, уже прошел. Ты должен развивать бизнес, который будет расти, а ты — давать конкурентные зарплаты. Чем дальше, тем больше.

Мы — суперпривлекательная нация с работоспособным и интеллектуальным населением. А это большой риск для локального рынка.

О привлечении инвестиций

Мы основали Kasta.ua в 2010 году и понимали, что на этот рынок мы вышли одними из последних. Я всегда очень активен в инвестиционных рамках. Известно, что сейчас получить кредит под приемлемую ставку довольно сложно. Поэтому у нас на разных этапах продолжаются переговоры с венчурными инвесторами, рассматриваем другие возможности привлечения капитала.

Будучи в США, я прошелся по многим американских фондам — все прекрасные ребята. Но 95% встреч заканчивались на вопросе, из какой мы страны. В ответ мы слышали: «Простите, после Румынии мы не покрываем другие рынки в Европе».

Вопрос об инвестициях довольно актуален. Когда ты быстро растешь, тебе нужно «горючее для заправки». Поэтому надо самостоятельно искать источники финансирования.

Читайте также —

Андрей Логвин, Kasta: Будем очень агрессивно развивать сеть отделений


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка