Amazon Go по-украински: кейсы магазинов без кассиров

Amazon Go по-украински: кейсы магазинов без кассиров

21.08.2025 08:59
  276
Валерія Байда

Сначала пандемия коронавируса, а затем полномасштабное вторжение подтолкнуло ритейлеров в Украине думать над новым форматом – точек без кассиров. RAU собрала кейсы: какие сети уже имели опыт открытия автоматизированных магазинов.

Количество автономных магазинов без кассиров и касс, где покупки фиксируются камерами и сенсорами, растет в ЕС, США и Азии. К примеру, Amazon Go, Tesco GetGo, Carrefour Flash, Aldi Nord. Да и в Украине уже никого не удивишь кассами самообслуживания, почтмотами или вендинговыми автоматами по продаже цветов, детских игрушек или даже пиццы. Сначала пандемия коронавируса с ее «бесконтактностью», а затем и полномасштабное вторжение, усилившее кадровый кризис, заставило ритейлеров искать решение, как организовать и продлить работу магазинов.

«В Украине автономный ритейл только пробуждается. Несколько стартапов уже работают над пилотными проектами, а крупные торговые сети внимательно наблюдают за развитием формата. Однако главная преграда – не технологичная, а психологическая. Украинский покупатель привык к «человеческому фактору»: проверить чек, уточнить акцию, пожаловаться на некачественный товар. Полная автоматизация пугает многих. Привычки потребителей, а за ними и форматы магазинов изменятся только со временем», — написал Олег Вишняков, владелец сети гипермаркетов Ultramarket в своей колонке для Экономическая правда.

Дмитрий Висин, Chief Product Officer в Modern-Expo Group, в комментарии RAU говорит, что Украина является одним из лидеров по темпам внедрения автоматизированных сервисов в мире. Рынок открыт к технологиям, а потребитель готов к новым форматам. Это создает уникальную среду для быстрой адаптации к инновациям.

RAU нашла примеры, когда сети запускали полностью автоматизированные точки.

Auchan Украина

История Auchan Украина началась в 2008 году. Тогда в столице на Почайной открылся первый гипермаркет. С 2018 года сеть начала открывать точки небольшого формата. Pick Up Point Auchan представлены тремя размерами: примерно 1300 SKU, 1700 SKU и до 2000 SKU. Обязательное условие – наличие ВТМ. Карта лояльности – единственная для сети и может использоваться в любом формате.

В пандемию коронавируса в декабре 2021 года сеть открыла первый магазин без кассиров формата Pick up площадью 45 кв. м, расположенный на территории жилого комплекса «Комфорт Таун» в Киеве по адресу ул. Регенераторная,  4.

Для того чтобы попасть в автономный магазин, нужно было иметь приложение Auchan. На него покупатель получал QR-код, являющийся ключом к магазину. Далее клиент самостоятельно совершал покупки и расплачивался на кассе самообслуживания. Однако из-за полномасштабного вторжения этот формат был закрыт. Магазин по этому адресу продолжаю работать, но уже с персоналом.

Thrash! Траш! 

В 2016 году Fozzy Group представила на рынке ритейла Украины новую сеть маркеров Thrash! Траш! Сначала она позиционировала себя как «жесткого дискаунтера» с лозунгом «Трощим цены». Однако после опроса гостей проанализировали все и поняли, что нужно больше ориентироваться на сервис и атмосферу. Поэтому сеть позиционирует себя как маркет у дома. В интервью RAU в октябре 2024 года директор сети Артем Бескаравайный рассказал, что постоянно следят за пожеланиями клиентов. И поскольку магазины находятся у дома, было пожелание продлить время работы. Поэтому решили сделать пилотный проект: на улице Героев Небесной Сотни в Софиевской Борщаговке открыли магазин с круглосуточным доступом для постоянных покупателей. Клиент обращается в управляющий магазин, заполняет анкету, и ему предоставляется постоянный доступ к маркету. То есть, даже если маркет официально не работает, он может с помощью Face ID зайти к нему, выбрать товары и рассчитаться на кассе самообслуживания.

По его словам, после месяца работы поняли, что результаты положительные, поэтому решили масштабировать его еще на несколько маркетов и уже запустили следующий «Thrash! Траш! в любое время» в Одессе на Фонтанке.

Київхліб

По состоянию на начало июня фирменная сеть Київхліб насчитывала 214 магазинов в Киеве и 19 в области, более 30 000 покупателей ежедневно и более 12 000 клиентов получают хлеб со скидкой по карте киевлянина.

Начало полномасштабного вторжения усугубило кадровый кризис, поэтому в компании начали искать варианты, как продолжать работать. Один из выходов – открытие локации без продавцов. Когда клиент приходит, дверь автоматически открывается, когда уходит – дверь закрывается и выключается свет. Также реализован консьерж-сервис: клиент может позвонить по телефону и спросить, как пользоваться кассовым оборудованием. Такие локации работают в столице на Печерске и Оболони. И компания продолжит двигаться по этому пути.

Микромаркеты Conveniq

Modern Expo активно развивает направление роботизированных решений – от касс самообслуживания и почтоматов до микромаркетов нового поколения. Сейчас есть два производственных хаба – в Украине и Польше. Modern Expo развивает проект Conveniq – модульный Grab&Go – автономная точка продаж, работающая 24/7 без привлечения персонала. Пользователь авторизуется платежной картой, выбирает продукты, варит кофе, получает посылку из почтомата – и завершает покупку самостоятельно.

«Встроенное ПО гарантирует клиенту полный контроль над продажами, логистикой и техническим состоянием оборудования в реальном времени. Для бизнеса это новая модель масштабирования и проникновения в новые локации – офисы, вокзалы, учебные заведения, медицинские учреждения, производства и т.д. Для потребителя новый уровень удобства, скорости и доступа к качественному сервису. А для нас — одно из перспективных направлений глобального развития Modern Expo», — прокомментировал Дмитрий Висин, Chief Product Officer в Modern-Expo Group.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка