Алена Черная, BLAURI: Тренд натуральной органики идет по всему миру
Основательница бренда BLAURI Алена Черная о фальсификате, проблемах с натуральной косметикой в Украине, конкуренции и свободной нише, которую занял новый розничный игрок.
BLAURI – это синтез двух слов: BLAU (нем.) – синий, голубой и AURA (англ.) – аура, атмосфера. В них ритейлер зашифровал идею «чистого, как небо» бренда, предлагающего натуральную и органическую косметику без добавок. Сегодня сеть насчитывает три торговые точки в Киеве и предлагает покупателям исключительно эксклюзивные бренды со всего мира. Чем уникальна новая мультибрендовая сеть, куда планирует развиваться, кто за ней стоит и что не так с «натуральной» косметикой в Украине, RAU рассказала основательница мультибрендовой сети натуральной и органической косметики BLAURI Алена Черная.
Коэффициент подлинности
— Давно вы в косметическом бизнесе? Сколько сейчас магазинов в сети?
— BLAURI для меня первый косметический бренд. 29 марта мы отмечали год нашей компании. За это время открыли три торговые точки – в ТЦ Олимпийский, Lavina Mall и еще одна начала работу 6 апреля в ТРЦ Art Mall. Сейчас мы делаем ремонт в ТРЦ Blockbuster, почти подписан договор с River Mall. В планах – развитие в крупных городах Украины.
— Судя по фото, магазин в Art Mall кардинально отличается от двух других торговых точек. С чем это связано?
— Весь последний год мы искали оптимальную концепцию. В Lavina Mall стремились к натуральности в дизайне, в Олимпийском установили живую стену с цветами. Но опрос клиентов показал, что они хотят видеть что-то более дорогое, люксовое. Дизайн нового магазина матово-глянцевый в черно-белых цветах – такой будет вся сеть BLAURI. Хотя живые цветы думаем оставить.
— Сколько торговых марок у вас представлено?
— 13, но в ближайшее время появится еще по меньшей мере столько же. Везем в Украину натуральную и органическую косметику эксклюзивных брендов, в том числе декоративную. В основном подписываем эксклюзивные соглашения с производителями.
— Долго на таможне оформляют ввоз новых наименований товара?
— По-разному, курьезных историй хватает. У латвийского бренда Saules Fabrika есть такой продукт, как сухое молочко. Его используют в салонах красоты для услуги «Ванна Клеопатры», но эту процедуру можно делать самостоятельно дома. Когда мы его впервые заказали, к нам пришли прозрачные полиэтиленовые пакеты с белым порошком. Только представьте реакцию таможенника, когда он открыл коробку, а там – фасованные пакетики с белым порошком. Это было эпично. Дня три мы очень смеялись и таможенники вместе с нами.
— Часто такие ситуации случаются?
— Мы постоянно завозим тот или иной товар на территорию Украины впервые. Таможня должна его оценить, внести в базу. Много бывает нюансов с оценкой товара.
— Как вы отбираете бренды? Я обратил внимание, что страны-производители в BLAURI разные.
— У нас очень высокие требования – не менее 75% натуральных ингредиентов. Были бренды, на которые мы получили разрешение в Украине, а потом отказались их ввозить, обнаружив, что они не соответствуют требованиям. Дело в том, что действительно органической косметики в мире очень мало. «Натуральной» сегодня называется любая косметика, если добавить в нее хотя бы капельку эфирного масла. Производители это используют скорее как способ продать товар, а не описать ингредиенты и потребитель не видит разницы. Сейчас это просто уловка маркетологов.
— И много такого продукта представлено в украинских розничных сетях?
— Большинство. Мы понимаем, что косметика – это сложно, ведь без добавок она испортится. Но мы за высокие требования. Есть европейская система сертификации CPNP – стараемся ей соответствовать. Предлагаем также сертификаты международного образца ECOCERT, Vegan, BDIH, Cruelty Free, ICEA. Все-таки международную систему сертификации не так просто пройти, как украинскую.
Битва на натуральность
— Что из натуральной косметики стало хитом продаж в BLAURI?
— Мы продаем в основном уходовую косметику: уход за телом, за лицом, аксессуары для дома, так как с натуральностью декоративной косметики все сложно. Но мы планируем и ее продавать и уже ведем переговоры с поставщиками из Италии и Германии. Из хитов – скрабы и йогурты для тела латвийской фирмы Saules Fabrika. Сейчас привезли польский Mokosh. За ним многие охотились: привозили в чемоданах, пересылали друзьями. Столкнулись с тем, что продукцию Mokosh совершенно незаконно продают в интернет-магазине Makeup.
— Что значит «незаконно»?
— Когда мы только вели переговоры с Mokosh об эксклюзивной продаже их косметики, обнаружили, что она уже представлена в онлайн-магазине Makeup. В компании Mokosh заявили, что впервые о них слышат. К сожалению, в Украине очень многие продают косметику неофициально, особенно это касается интернет-магазинов. Самое печальное, что по цене с ними сложно конкурировать. Когда работаешь официально и легально, то платишь таможенный сбор, несешь логистические затраты и прочее.
— Как очистить рынок? Это как-то можно урегулировать хотя бы в перспективе?
— С интернет-магазинами сложно бороться. Непонятно кто эти люди, где они находятся и откуда возят товар. Я все-таки надеюсь на то, что украинский покупатель перестанет легкомысленно относиться к тому, чем он моет голову, что наносит на свою кожу. Сейчас есть тренд на осознанное отношение к еде, в косметику это тоже должно прийти.
— Как много ненатуральной косметики в Украине продается под видом натуральной?
— Если я сейчас начну честно рассказывать о составах косметики в разных брендах, мы станем для многих угрозой. У любого бренда есть хорошие линейки, но есть и те, которые лучше не брать.
— Как покупателям их различать?
— Требовать соответствующие сертификаты международного образца, отказаться от косметических средств, которые априори не натуральные. У нас часто спрашивают патчи под глаза – модная вещь, присутствует практически во всех магазинах, причем не только косметики. Но есть проблема – натуральных патчей под глаза не существует. То, из чего они сделаны, уже само по себе синтетический материал. Мы нашли натуральные патчи под глаза, но не стали завозить. Они сделаны из ткани, украинский покупатель этого просто не поймет.
Тренд, шагающий по миру
— Как вы пришли к идее косметического бизнеса?
— Все зарождалось как хобби. Вообще я юрист и занимаюсь адвокатской деятельностю. Если бы мне кто-то два года назад сказал, что я буду заниматься косметикой и продажами, я бы не поверила. Случайно узнала, что латвийский бренд Saules Fabrika когда-то продавали на территории Украины: один раз завезли, потом начали предлагать фальсификат. У производителя остался негатив. Я решила это исправить и все как-то завертелось.
— Где взяли стартовый капитал?
— Меня спасает то, что это не единственный мой бизнес.
— Насколько серьезна конкуренция на украинском рынке натуральной косметики?
— Есть монобрендовые сети Yves Rocher, Lush, Dushka, есть мультибренды вроде Brocard, но мы с ними не пересекаемся. У них другая ниша и другой сегмент. Так что мы возможно единственная мультибрендовая сеть и онлайн, и офлайн магазинов натуральной и органической косметики в Украине. Можно еще говорить об ISEI, но у них исключительно корейская косметика: ISEI, Missha, Beyond, в то время как у нас – европейская, а в ближайшее время появится из США и Австралии.
— Как так вышло, что ниша мультибрендового магазина натуральной и органической косметики в Украине оказалась свободной?
— Для меня это стало открытием. Всегда казалось, что найти свободную нишу – очень сложно. Безусловно, в Украине есть интернет-магазины, которые продают натуральную косметику, но без торговой точки офлайн, и зачастую к ним сложно дозвониться.
— Трудно привлекать новых клиентов? Ни сеть, ни бренды ведь неизвестны в Украине.
— Открываем сейчас направление B2B. Хотим, чтобы салоны красоты и массажисты работали с натуральной косметикой. Тренд натуральной органики идет по всему миру. Известные производители запускают собственные натуральные линейки: Procter & Gamble, Henkel. Сейчас это модно и скоро это мода придет в Украину.
— Мужчины интересуются косметикой?
— Мужской косметики у нас мало, но она есть. В Европе мужчины заботятся о себе. Для наших – это все еще шок, потому, как правило, им средства по уходу покупают девушки на подарки.
— Как планируете продвигать косметику для мужчин?
— Позитивными примерами, известными личностями, которые покажут, что ничего зазорного в этом нет. Если женщина за собой следит, то почему мужчина не должен.
— По какому принципу планируете расширять сеть?
— Думаю, что у нас будет несколько флагманов в крупных городах Украины. Города поменьше будем покрывать интернет-магазином. Поскольку я одесситка, я бы открыла сначала торговую точку в Одессе. Франшиза нам не интересна. Она приносит деньги, но не приносит пользу бренду и покупателю. Не хочу, чтобы мне было стыдно за то, что мы делаем.