Алексей Панасенко, Novus: Планируем провести ребрендинг магазинов Billa в течение года
Топ-менеджер продуктового ритейлера Novus поделился деталями поглощения сети супермаркетов Billa и рассказал о планах компании по управлению этими активами.
Алексей Панасенко ранее отвечал за операционную деятельность Novus. После приобретения Billa он занял должность генерального директора Billa, чтобы возглавить процесс интеграции ее торговых объектов в единую сеть под брендом Novus. В рамках RAU Summit 2020 в интервью соучредителю RAU Андрею Жуку Алексей рассказал о деталях покупки одной из старейших продуктовых сетей Украины, особенностях развития сети Novus, планах адаптации магазинов Billa и многом другом.
— За какой период вы планируете осуществить интеграцию магазинов Billa?
— Мы должны закончить интеграцию и перевести все магазины Billa под бренд Novus за год. То есть — до конца ноября 2021 года.
— Это касается и офиса Billa в Украине?
— Да, безусловно. Это связано с условиями сделки. Компания REWE и Billa покидают рынок Украины и у нас ровно год для того, чтобы история присутствия Billa в Украине закончилась.
— Магазины Novus будут открыты на месте всех без исключения 35 точек Billa ?
— Да, мы планируем ребрендинг всех магазинов. Но ребрендинг — это не только смена вывесок. Если на этапе планирования мы увидим, что не можем реализовать полноценно магазин Novus в рамках существующих площадей и конфигураций площадок, а так же поймем, что наши инвестиции будут неэффективны, то будем принимать индивидуальные решения.
— Какие самые большие сложности и вызовы будут у вас в этот год?
— Во-первых, мы приобрели большую компанию, которая практически сравнима по количеству магазинов с нашей сетью (в сеть Novus сейчас входит 49 торговых точек, а в Billa объединяет 35 маркетов – прим. ред.). Это компания с большой историей – 20 лет на рынке Украины. В свое время они были новаторами – первой иностранной FMCG-сетью, что пришла в страну. Сейчас наша задача изучить все процессы: как работает сеть, что происходит внутри. Все лучшее, что есть в компании, мы должны воплотить и в своем бизнесе.
Вторая задача – это ребрендинг. Это не просто смена вывески, а изменения бизнес-процессов внутри магазинов. В общем — полноценное превращение объектов Billa в магазины Novus. Наверное, это две наиболее амбициозные задачи.
— Какой будет ваша политика по отношению к поставщикам Billa?
— Сеть Billa в Украине была нами выкуплена и продолжает работу. И мы неоднократно объявляли, что выполним все контрактные обязательства Billa перед поставщиками и подрядчиками. В свою очередь, ожидаем таких же действий с их стороны.
— Расскажите подробнее о сделке: как долго длились переговоры, как быстро удалось пройти согласование с Антимонопольным комитетом?
— Активные переговоры длились около полугода. Что касается АМКУ, то мы прошли его достаточно быстро, потому что сейчас Novus занимает не слишком большую долю на рынке, как и сеть Billa. Так что усмотреть в наших действиях какие-либо нарушения антимонопольного законодательства было невозможно. Даже после слияния мы будем проигрывать в доле рынка и оборотах двум крупнейшим компаниям, работающим на рынке Киева.
— То есть, у вас есть амбиции стать третьими?
— У нас есть амбиции стать первыми, и мы всегда говорили, что хотим стать лидером рынка Киева и Киевской области. Данная сделка соответствовала нашей стратегии – укрепить позиции в этом регионе, ведь бизнес Billa также сосредоточен в Киеве и области.
— Какие еще стратегические цели решаете поглощением? Проще ли станет договариваться с поставщиками, легче ли будет привлекать деньги, будут ли другие преимущества?
— Безусловно, мы наращиваем свою долю и надеемся, что сможем получать лучшие условия, приблизившись к лидерам рынка. Также увеличим свое присутствие на рынке и узнаваемость бренда Novus. Пока даже в столице остаются районы, которые Novus не охватывает, но с приобретением Billa мы сможем начать в них работу. Считаю, что это должно положительно отобразиться бизнесе Novus в целом.
— Сумма сделки больше 100 млн?
— Нет, она не больше и не связана с кредитом ЕБРР, который мы ранее получили. У нас есть другие, не менее амбициозные планы.
— Какие вызовы в этом году были у компании? Как поменялся потребитель?
— Наверное, самым сложным после введения локдауна была неопределенность правил игры. Все менялось очень быстро, в том числе, с точки зрения законодательных инициатив, правил работы и т.д. Невозможно было строить долгосрочные планы, не было даже краткосрочной информации: что будет через три дня, что будет через неделю. В этот период мы работали практически 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Ведь могли в 9 или 10 часов вечера получить информацию о том, как должны будем работать завтра, быстро к этому подготовиться и начать работу в новых условиях.
— Что было с потоками покупателей? Вы ощущали, что в магазинах в центре города стало меньше людей, а в спальных районах покупателей стало больше?
— Локдаун нанес ощутимый удар по торговым центрам и по магазинам, которые в них работают. Также были закрыты многие офисные центры и промышленные предприятия. В результате магазины, рассчитанные на большой поток проходящих или работающих рядом покупателей, сильно пострадали. С другой стороны, люди переключились на магазины, расположенные в спальных районах.
Еще одна тенденция, которая наблюдалась в период локдауна заключается в том, что потребители стали смещаться в сторону больших форматов. Думаю, это связано с тем, что эти форматы позволяют в большем степени соблюдать физическое дистанцирование и чувствовать себя в безопасности. Также мы отмечали рост размера среднего чека. Но по мере снятия карантинных ограничений, по мере того как люди стали привыкать к новой реальности, эта тенденция нивелируется. Потребители возвращаются к своим традиционным покупкам, средний чек снова снижается и выходит на свой привычный уровень.
— Кто ваш главный конкурент?
— В плане конкуренции мы рассматриваем весь рынок торговли. Безусловно, есть лидеры рынка, которые сейчас занимают самую большую долю и привлекают к себе наибольшее внимание покупателей. Если говорить о сегментации рынка, то основной конкурент — компания, работающая с нами в одном сегменте и в похожих форматах: Сільпо. Они лидеры рынка и пример для многих сетей, ведь сумели не только найти свою нишу и своего покупателя, но и способны его удивлять.
Впрочем, мы также не стоим на месте, постоянно меняемся, изменили формат магазина, стараясь делать наши торговые объекты более привлекательными. Думаю, что главная задача сейчас состоит в том, чтобы клиент в магазине мог не только удовлетворить свои потребности, но и получить удовольствие от покупки.
— Расскажите о развитии компанией формата магазина у дома?
— Мі Маркет — это наш новый проект. Развитие такого формата естественно, ведь во многих европейских странах, особенно в крупных мегаполисах, такие магазины становятся основным местом покупки. Все понимают, что время очень дорого и люди не готовы тратить его на дорогу. Поэтому чтобы приобрести необходимые товары быстро и удобно, они готовы довольствоваться ограниченным ассортиментом, а иногда, и более высокой ценой.
— Будут ли еще открываться очень большие магазины Novus вроде объекта в ТРЦ Retroville? Или вы откажетесь от запуска гипермаркетов и сконцентрируетесь на супермаркетах?
— Наша цель — это развитие устойчивого бизнеса. Компания открыта для всех предложений, которые будут способствовать ее развитию. Мы мультиформатны и продолжим оставаться такими же. Так как готовы идти туда, где нас хочет видеть покупатель.
Полное видео беседы Андрея Жука и Алексея Панасенко
Читайте также —
Аншлюс по-украински: почему Billa продала украинское подразделение и что получает Novus