Управление репутационным риском: стратегия, но не тактика
Тезисы выступления управляющего партнера агентства PR-Service, вице-президента украинской PR-лиги, кандидата экономических наук, доцента Елены Деревянко*
То, что управлять рисками можно весьма в ограниченных пределах, общеизвестно. Помните булгаковско-воландовское – «Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если онне только лишен возможности составить какой—нибудь план хотя бы на смехотворно короткийсрок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашнийдень?».
Для бизнеса это также верно, как и для приватной жизни обывателя, хотя все же отношения коммерческие будут попроще социальных процессов.
Но, к сожалению, очень мало компаний имеют адекватные корпоративные стандарты на случай наступления тех или иных видов риска. Тем более, репутационного, которым по воле регуляторов обязаны озаботиться только финучреждения.
— Репутационный риск – это совокупность рисков:
- возникающих в результате деятельности;
- связанных с неисполнением обязанностей, недостижением целей или в результате внешнего недоброжелательного воздействия;
- обуславливающих потерю доверия значимых аудиторий
— Виды репутационного риска:
- Внешний и внутренний
- Сопряженный с другими рисками или автономный
- Глобальный (все стейкхолдеры) или отдельная категория
- Слабый и сильный
- Прямое влияние и опосредованное влияние на бизнес-процессы
И тем более реальном секторе экономики редко встречаются управленческие решения, применяемые не на тактическом, а на стратегическом уровне, отличия между которыми понятны:
Стратегия и тактика управления репутациионным риском
Элементы и подсистемы системы репутационного риск-менеджмента |
Характеристика |
1. Основной источник репутационного риска | |
— Стратегия | репутационно дефектные бизнес-процессы |
— Тактика | информационное пространство (в т.ч. негативные по отношению к компании высказывания и действия стейкхолдеров: жалобы покупателей и сотрудников, журналистские расследования и «расследования») |
2. Управление репутационным риском | |
— Стратегия | визия, цели, тонкая настройка системы бизнес-процессов, мягкая сила |
— Тактика | быстрое принятие решений, оперативные меры, антикризисные мероприятия |
Конечно, у крупных корпораций есть планы SOS или другие документально оформленные алгоритмы антикризисного реагирования в том числе и на угрозы, касающиеся деловой репутации. Но вот полноценная система стратегического управления рисками встречается крайне редко – особенно почему-то в таких уязвимых отраслях, как ритейл и сфера обслуживания, где тактические риски возникают очень часто, и, с точки зрения разумной экономии усилий, должны быть управляемы на основе единых стратегических принципов.
На практике же, чаще при возникновении репутационного риска ритейлеры (как, впрочем, и большинство компаний других отраслей) реагируют в режиме тактического пожаротушение, то есть следует такой не самой лучшей логике: «Воздействие стрессора» — «Экстренные меры» — «Краткосрочные организационные выводы как «эхо кризиса» — «Бездействие до появления следующего стрессора.
Причины такой ситуации очевидны. Ключевая из них — несовершенство общей системы стратегического управления бизнесом, которая имеет следующие ключевые проявления:
— Непонимание методологии управления репутационным риском
— Нежелание проделывать дополнительный объем работы, результат которой, возможно, не будет востребован на практике
— Отсутствие политической воли высшего руководства для принятия сложных и некомфортных для команды решений.
Соответственно, переход от тактики к стратегии в отношении управления репутационными рисками будет означать ряд мер, которые будут касаться не только компании, но и всей отрасли. Поскольку типовые источники репутационных рисков для операторов рынка сопоставимых бизнес-моделей будут идентичны. А значит, конкурирующее сотрудничество в сфере их минимизации (в строгом соответствии с нормами антимонопольного законодательства) вполне возможно.
Таким образом, основные элементы системы стратегического управления рисками в том же ритейле, это, как минимум:
На уровне компании:
— Регулярный репутационный аудит бизнес-процессов
— Рабочая группа по управлению репутационным риском
— Внутренние нормативы
— Корпоративное обучение
На уровне отрасли: координация усилий операторов рынка с целью защиты общих законных интересов.
В контексте стратегических коммуникаций, это будет означать вполне определенные смыслы и инструментарий
Стратегические коммуникации в системе репутационного риск-менеджмента
Ракурс коммуникации | Характеристика |
Смыслы/message-box | — Современные условия существования общества неразрывно связаны с риском, и каждая деятельность сопровождается риском.Кризисные ситуации, связанные с продуктом бизнеса (товарами, услугами, брендами) неизбежны. И важны не столько, как факт, сколько как тест для компании на эффективное управление и социальную ответственность.
— Бизнес – необходимое условие развития экономического роста страны, предприниматели заслуживают уважения как работодатели, налогоплательщики, поставщики материальных и нематериальных благ цивилизации — Бизнес имеет свои законные интересы, которые общество (включая лидеров мнений – СМИ, экспертов) должно уважать — Любое заслуживающее внимания оценочное суждение о деятельности компаний делается с позиции презумпции невиновности бизнеса и основывается на доказательной базе |
Инструментарий | — Отраслевые общественные организации как коллективный рупор рынка
— Отраслевые стандарты организации внутренних (суб)бизнес-процессов, являющихся наиболее вероятными потенциальными источниками репутационных рисков — Отраслевые стандарты взаимодействия со стейкхолдерами разных категорий — Координационные механизмы для работы с отдельными категориями стейкхолдеров — Коммуникационные инструменты: событийная, медийная, неформальная коммуникация |
В ситуации с ритейл-индустрией конкурирующее сотрудничество в масштабах отрасли и с использованием возможностей профильных общественных организаций актуально, как никогда. Другой вопрос, найдут ли операторы рынка силы и возможность для координации усилий, и на какой концептуальной основе это произойдет.
*C данным докладом Елена Деревянко выступала на Retail & Development Business Summit 2015
Читайте также:
Как прошел Retail & Development Business Summit 2015: новый вектор развития украинского ритейла
Dragon Capital и Horizon Capital будут инвестировать в ритейл