Что делать при налоговой проверке: план действий
Практические советы партнера Ассоциации ритейлеров Украины юридической компании GOLAW
Ассоциация ритейлеров Украины провела Meet up (встречу членов Ассоциацию ритейлеров и партнеров) на тему «Алгоритм действий при проверках контролирующими органами». Мы публиковали первый материал с этой встречи: Что делать при проверках и обысках правоохранительными органами: СБУ, Прокуратуры и МВД.
RAU публикует второй материал с этой встречи — тезисы выступления Ирины Кальницкой, старшего юриста, адвоката, руководителя налоговой практики GOLAW.
Представьте себе, что вы открываете дверь офиса, а на пороге стоят налоговые инспекторы. Конечно можно испугаться и закрыть дверь, но есть второй вариант.
Попросите у пришедших предъявить служебные удостоверения. Если они отказываются это сделать — вы можете отказать в допуске
Перепишите все, что указано в служебных удостоверениях (Ф. И. О., должность, орган, серия и номер удостоверения, дата выдачи, срок действия), на отдельный лист бумаги
Обязательно перезвоните в контролирующий орган (например, начальнику отдела налоговой милиции) с целью подтверждения полномочий его сотрудников, прибывших для проведения проверки.
Вы имеете право требовать предъявить направление на проверку. Проверьте действительность и правильное оформление этого документа.
Направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, скрепленного печатью.
В направлении на проверку, согласно п. 81.1 ст. 81 НК Украины, указываются: дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица — налогоплательщика, который проверяется), цель, вид (плановая, внеплановая, фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Важно, что направление на проверку в 1 экземпляре должно быть выписано отдельно на каждое должностное (служебное) лицо, которое будет проводить проверку. То есть, у налоговых инспекторов должны быть не одно, а два направления на проверку, выписанные на каждого из них в отдельности, а не на обоих вместе. Также, противоречит положениям п. 81.1 ст. 81 ПК отсутствие в направлении на проверку продолжительности ее проведения.
Вам должны предъявить копию приказа о проведении проверки. Он является действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя и скрепления печатью контролирующего органа.
Убедитесь в наличии оснований для проведения проверки. Основания для проведения документальной внеплановой проверки и фактической проверки указанные в п. 78.1 ст. 78 и п. 80.2 ст. 80 НК Украины соответственно. Условия проведения документальной плановой проверки установлены в ст. 77 НК Украины.
Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.
Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручено под расписку копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки
Вы должны заполнить все графы Журнала регистрации проверок и предложить проверяющим поставить подписи в соответствующей графе Журнала. Обязательно заведите его, если до этого момента Журнала у вас не было.
Отказ от подписи в журнале посещений противоречит п. 7 Указа Президента от 23.07.98 N 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности», согласно которому отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки . О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель.
Если существуют хоть какие-то нарушения процедуру, вы имеете право отказать в проверке представителям ГФС.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ:
- Выделите комнату для работы проверяющих. Комната должна быть аскетично меблирована, с гладкими поверхностями, без телефона.
- Ни в коем случае не оставляйте проверяющих без присмотра.
- Директор определяет одного сотрудника для работы с проверяющими, путем предоставления им необходимых документов. Возможно установление графика предоставления документов.
- Предложите проверяющим письменно изложить свои требования. Чтобы избежать потери, порчи или предъявления претензий о непредоставлении документов, рекомендуется передавать документы для проверки под роспись. Затем под подпись документы принимаются назад и кажется (по следующей письменной заявке) очередная порцию документов. И так каждый день до окончания проверки.
- Обязательно ведите протокол проверки. В нем нужно фиксировать требования проверяющих (с указанием времени требования), отмечать вид, перечень и объем предоставленной проверяющим информации и документации.
- Важно ограничить общение других сотрудников с проверяющими. На любые вопросы сотрудникам следует отвечать: «На все вопросы ответит директор». Не давать никаких объяснений. Сотрудники не должны предоставлять ни устных, ни, тем более, письменных объяснений проверяющим.
- Не позволяйте инспекторам работать сверхурочно и в выходные дни. Это нарушение трудового законодательства и подобные требования легко могут быть обжалованы в органах прокуратуры.
- Активно предотвращайте все попытки проверяющих выведать коммерческие особенности работы предприятия, не относящиеся непосредственно предмета проверки, указанного в направлении на ее проведение.
- Подписывая составленные проверяющими документы, руководитель должен внимательно их читать и абсолютно все подписывать с замечаниями: «С выводами, изложенными в этом документе, не согласен, возражения будут изложены в установленном законодательством Украины порядке, в предусмотренный законодательством Украины срок».
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ:
- Приказ о проведении плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки должны быть предоставлены налогоплательщику не позднее 10 дней до начала проверки;
- контролирующие органы не имеют права изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов (п. 85.5 НК Украины). Удаление возможно только в случаях, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством или по решению суда (п. 20.1.38 НК Украины)
- проверяющие имеют право на получение копий только тех документов, которые относятся к предмету проверки и только после начала проверки (п. 85.8 НК Украины)
- копии предоставленных документов должны быть заверены налогоплательщиком и скреплены печатью (при наличии);
- получения копий документов должно сопровождаться составлением контролирующими органами описания, копия которого должна вручаться под роспись налогоплательщику или его законному представителю;
- при отказе в передаче копий документов (не оригинал!) должностные лица контролирующего органа обязаны составить акт, свидетельствующий о факте отказа, с указанием Ф.И.О. налогоплательщика (его законного представителя) и перечня документов, которые ему предложено предоставить . Такой акт должен быть подписан должностным лицом контролирующего органа и налогоплательщиком или его законным представителем.
Как предоставлять документы?
Налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.
Документы, содержащие коммерческую тайну или являются конфиденциальными, передаются отдельно с указанием должностного (служебного) лица, их получила. Передача таких документов для их осмотра, изучения и их возврат оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо контролирующего органа и налогоплательщик (его представитель).
Запрещается изъятие оригиналов первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.
Получение копий документов оформляется описью. Копия описи, составленной должностными (служебными) лицами контролирующего органа, вручается под подпись налогоплательщику или его законному представителю.
Если налогоплательщик или его законный представитель отказывается от засвидетельствования описания или от подписи о получении копии описания, то должностные (служебные) лица контролирующего органа, получают копии, делают отметку об отказе от подписи.
Что сказать сотрудникам?
Объясните своим сотрудникам первичные действия при возможных проверка Государственной фискальной службы: если вы не знаете, что делать и как действовать, чтобы не навредить себе и предприятию, надо идти в «глухую защиту»:
- Прекратить общение;
- Не выдавать никаких документов;
- Не подписывать никаких документов;
- Не оставлять рабочего места даже по требованию проверяющих;
- Ждать указаний директора.