Чему малый ритейл может научиться у большого бизнеса
5 инструментов, которые помогут небольшим ритейлерам повысить эффективность бизнеса
Розничная торговля является одной из главных движущих сил украинской экономики. При этом более 30% продаж в отрасли приходится на крупные предприятия (данные Госкомстата за 2013 год). Большие представители розничной торговли в силу своей финансовой мощи все больше и больше внедряют современные технологии и инновационные методы, что дает им возможность ежегодно наращивать обороты.
Сегодня перед представителями малого и среднего ритейла остро стоит задача сохранить свои позиции. Существующая тенденция слияния и поглощения больших компаний (например, «Эльдорадо» объединились с «Технополисом», а «Караван» поглотил «Краину») может привести и к вытеснению малого и среднего ритейла с рынка. Как это произошло в Канаде и Швейцарии.
Поэтому основной целью малого и среднего ритейла должно стать увеличение эффективности бизнеса через внедрение современных технологий.
1. Аналитика
Крупные ритейлеры содержат в своем штате целые аналитические и маркетинговые отделы. Аналитические отделы собирают и анализируют данные про продажи, формируют отчетность. Обычно для проведения АВС-, XYZ-анализов используют Excel, некоторые расчеты проводят вручную. Опираясь на данные аналитиков, маркетинговые подразделения получают возможность формировать и планировать свою активность. При этом большие предприятия используют такие популярные сейчас сервисы для аналитики как Tableau, Qlick View, Owox и другие.
Малому и среднему ритейлу сложно (а порой и невозможно) содержать службы аналитики и маркетинга внутри компании. И, как правило, системная аналитика у них отсутствует. Но малому ритейлу, также как и большому, приходиться работать с огромным объемом данных, увеличивающимся из года в год. Поэтому им также необходимо использовать подобные сервисы, но адаптированные под малый бизнес и не такие дорогие.
Подходящими будут Datawiz.io, АСТОР, некоторую аналитику предоставляет 1-С. Кроме того, в ВI Datawiz.io реализованы такие виды анализа как АВС-анализ, XYZ-анализ и парный анализ.
2. Взаимоотношения с клиентами
Большой ритейл умеет правильно вкладывать средства. Используя информацию, полученную от клиентов в рамках программ лояльности, ритейлеры лучше понимают их поведение. Благодаря этому, клиенты получают дополнительные стимулы в соответствии с собственными предпочтениями.
И именно передовые технологии позволяют ритейлерам контролировать и ненавязчиво отслеживать выбор своих клиентов так, чтобы найти к каждому индивидуальный подход.
Программы Datawiz Clustering и SAS дают возможность представителям малого ритейла разбивать клиентов на кластеры, определять персоны клиентов. Выстроить с клиентами личные отношения – знать какой товар, какому клиенту нужен и в какое время.
3. Умный мерчендайзинг
Большой ритейл умело использует мерчендайзинг, действия которого направлены на продвижение товаров, определение способов выкладки товаров и другое. Для уверенности в том, что выделенное пространство используется с максимальной пользой, что товар выложен правильно, некоторые представители большого ритейла используют программу Spaseman от Nielsen. Она помогает выбрать товары для размещения на полках, подбирает идеальный способ выкладки продукции и дает возможность выделиться среди конкурентов.
Программа дорогая для малого и среднего бизнеса. Однако основы умного мерчендайзинга соблюдать необходимо всем. Товар располагается с учетом многих факторов, таких как специализация, спрос и другие. Все это необходимо продумывать и даже прорисовывать. Есть более доступные решения, которые на основе парного анализа дает рекомендации по размещению товаров и товарных групп в торговом зале.
4. Современные технологии
Малому ритейлу необходимо обратить свое внимание на такую технологию как iBeacon, которая уже используется крупными игроками. Эти маленькие умные сенсоры могут отслеживать перемещение клиента с момента его входа в магазин. Их размещают по всему залу или крепят к тележкам. Тогда по мере перемещения покупателя по торговому залу ему на телефон приходят рекомендации и предложения о товарах, которые могут его заинтересовать.
Также это дает возможность определять «холодные» и «горячие» зоны в торговом зале. Кроме того, благодаря этому устройству можно отправлять уведомления о скидках, акциях или новинках, проходящим мимо магазина клиентам.
5. Управление запасами
Для увеличения прибыли, большой ритейл заботится не только об увеличении объема продаж, но и о снижении издержек, в том числе путем эффективного управления товарными запасами. Для этого в штате крупные ритейлеры содержат категорийных менеджеров, несущих ответственность за оборот товаров и рентабельность.
При этом большой ритейл также использует такой эффективный способ, как оптимизация управления запасами путем внедрения специализированных программ, позволяющих упорядочить запасы, уменьшить складские издержки и автоматизировать закупки. Одной из таких программ является автоматизированная система учета и управления товарными запасами «Автозаказ».
Для малого и среднего бизнеса в Украине адаптированы программы 1-С, АСТОР и Forecast NOW, которые позволяют вести автоматизированный количественный оперативный учет. Благодаря этому снижаются затраты на складскую деятельность и хранение товарных запасов, осуществляется бесперебойное поступление товаров, что в свою очередь гарантирует стабильную работу ритейла и удовлетворение потребностей клиентов.
В конце статьи очень хочется дать совет малому и среднему ритейлу – не бойтесь учиться и перенимать опыт у более успешных товарищей. Пробуйте, внедряйте, используйте новые технологии и идеи. И даже если что-то не подойдет, помните высказывание Теодора Рузвельта: «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает».
Автор – Владимир Непьюк, основатель и технический директор Datawiz.io