Основные тренды 2014 года на рынке торговой недвижимости Украины
Colliers International провела пресс-конференцию, в ходе которой эксперты компании подвели итоги 2014 г., рассказали про основные тренды и дали свои прогнозы на ближайшее будущее.
Наталья Кравец, директор департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина): «Рынок торговой недвижимости одним из первых остро реагирует на отсутствие политической и социально-экономической стабильности, но в то же время — это тот сегмент, который восстанавливается первым.
В 2014 году происходил пересмотр планов ритейлеров по развитию и концентрация на оптимизации затрат, перенос сроков ввода в эксплуатацию некоторых ТЦ/ТРЦ, наблюдалось снижение спроса и значительный рост вакантности в помещениях на стрит ритейле, особенно на главной улице Киева – ул. Крещатик.
В 2014 году еще одной тенденцией было приближение девелопмента в Украине к стандартам Центральной и Восточной Европы, сообщает malls. В крупных ТРЦ увеличилась новая статья расходов — на арендаторов (tenant incentives). Если еще пару лет назад эти расходы были минимальными, то сейчас многие якорные арендаторы воспринимают рынок как рисковый и требуют компенсацию ряда затрат – на отделку, step rent. Для сравнения, в Варшаве step rent, бесплатные периоды, компенсация отделки для арендаторов составляют 1,5-2 года арендного дохода. При этом минимальный срок аренды таких арендаторов устанавливается на уровне 3 лет, в то время как в Европе — порядка 5 лет. Думаю, что как только ситуация на украинском рынке стабилизируется, мы вернемся к реалиям 2012-2013 годов.
Что касается рынка активных арендаторов, он значительно сузился, преимущественно за счет российских брендов. По итогам года всех ритейлеров, работающих в Украине, мы можем условно поделить на 4 группы:
— продолжают развиваться и максимально использую новые выгодные условия по аренде (например, LC Waikiki, Colin’s, Kari);
— остановили развитие, но считают рынок Украины перспективным и планируют сохранить количество магазинов;
— планируют частично закрыть или уже закрыли свои магазины (например, In city, OGGI);
— вероятнее всего, уйдут с рынка в 2015 году (не более 2-5 брендов).
Помимо ухода из Украины некоторых сетей по продаже одежды и обуви, в этом году наблюдалась еще одна тенденция. Ряд новых европейских, турецких и российских брендов, ранее планирующих открытие магазинов в Киеве в 2014-2015 годах, приняли решение о переносе выхода на рынок на более поздние сроки. Как никогда ранее, «просел» сегмент люкс, что связано с изменением структуры расходов покупателей, переездом за рубеж, переориентацией на покупки за рубежом.
Иностранные ритейлеры, которые традиционно активно развиваются на новых рынках, готовы вернутся к рассмотрению Украины в качестве нового перспективного рынка для ведения бизнеса после стабилизации ситуации в стране. Это связано с тем, что на данный момент украинский рынок ритейла очень емкий, с понятной логистикой, достаточным количеством профессиональных объектов и арендодателями, готовыми предлагать лояльные условия и идти на компромиссы».