Как выжить ритейлерам в кризис?
На чем следует сфокусироваться собственникам торговых центров во время кризиса, чтобы не потерять клиентов и прибыль?
Нынешняя ситуация в стране поставила в «неудобное» положение собственников и управляющих многих объектов ритейла и девелопмента. И при том, что в канун новогодних праздников в данном сегменте прогнозируют оживление, специалисты уже готовятся покорять украинцев новыми выгодными предложениями.
Чтобы нивелировать падение продаж, ритейлеры предлагают покупателям дополнительные бонусные программы, сообщает mmr.ua. Среди основных тенденций — скидки с продолжительным периодом действия, отказ от скидочных карт и переход на бонусные накопительные, бесплатная доставка, а также подарки за покупки.
Отдельно стоит выделить кобрендинг. Известные ритейлеры бытовой техники активно используют данный маркетинговый инструмент. Кооперируя свои бонусные программы с банками и фуд-ритейлерами, магазины бытовой техники имеют все шансы привлечь новых посетителей. Результаты такой активности зависят от множества факторов.
На чем же именно следует сфокусироваться во время кризиса?
Работа с арендаторами. Стагнация экономики, девальвация гривны, колебания на валютном рынке и падение покупательского спроса привели к тому, что многие арендаторы стали обращаться к собственникам ТЦ с просьбой о пересмотре арендных ставок. В ответ отдельные ТЦ не пошли на уступки, сославшись на ранее подписанные договоры, что в итоге привело к конфронтации сторон. Однако важно понимать, что девелоперы и арендаторы — это взаимозависимые части одного целого, поэтому для решения данного вопроса необходимо найти «золотую середину». Предоставление скидок, помощь арендаторам в оформлении торговых мест, маркетинговые бонусы и личные встречи — это то, что обеспечит взаимовыгодное сотрудничество в дальнейшем.
Ставка на уникальность. Чтобы выжить в кризис, ТЦ должен иметь четкую концепцию и отличительную особенность, выделяющую его на фоне остальных игроков рынка. Было время, когда позиционирование «Дарынка» кренилось в сторону торгового центра. Но эту трансформацию удалось вовремя остановить и остаться в своей уникальной нише, объекте формата market-mall — симбиозе цивилизованного рынка и торгового центра. На сегодняшний момент именно концепция сочетания 3500 торговых мест и магазинов под одной крышей стала одним из главных преимуществ ЦТ, привлекающим посетителей.
Retailtainment (инвестиции в эмоции). Долгосрочные программы retailtainment не только позволяют посетителям с пользой и интересом провести время на территории торгового центра, но также способствуют формированию лояльности у покупателей. Инвестируя в эмоциональные развлечения для гостей, управляющие торговых объектов получают рост посещаемости. Некоторые ивенты имеют отложенный эффект, но возврат гостей в будущем и приток новых, лояльно настроенных посетителей — очевиден. Когда появилась «Уличная еда», многие гости этого фестиваля не воспринимали «Дарынок» как альтернативное место шопинга торгово-развлекательным центрам, а сейчас мы видим, что это меняется.
Атмосфера. Атмосферу торгового объекта формируют планировка, архитектура, освещение, температура и другие факторы. Положительное восприятие товаров во многом зависит от эмоционального состояния. Приятная музыка, мягкий свет и удачно подобранная цветовая схема объекта позволяют покупателю полностью сосредоточить свое внимание на покупках. По нашему опыту, эффективными инструментами создания уникальной атмосферы являются: бесплатные мастер-классы для гостей, спектакли, детские программы и утренники, выступления артистов и регулярные ярмарки.
Новые тенденции, сложившиеся на рынке, свидетельствуют о том, что во времена кризиса на плаву останутся те торговые объекты, которые будут постоянно находиться в процессе развития. Вместе с глобальными изменениями на государственном уровне качественные изменения и реновации должны происходить и «на местах». Перед девелоперами сегодня стоит непростой выбор: «умереть» или все время меняться и совершенствоваться.