430 дней сопротивления: сколько магазинов потеряли и открыли ведущие торговые сети Украины за 14 месяцев войны (инфографика)

430 дней сопротивления: сколько магазинов потеряли и открыли ведущие торговые сети Украины за 14 месяцев войны (инфографика)

03.05.2023 09:00
  1000
Єрмакова Яна

Как показало ежемесячное исследование, регулярно проводимое среди членов Ассоциации ритейлеров Украины с 21 марта 2022 года методом онлайн-опроса примерно сотни владельцев и CEO предприятий по всей Украине, в настоящее время закрытыми остается только 3% торговых объектов/магазинов. За 14 месяцев войны этот показатель снизился на 26%.

Напомним, что данный опрос был проведен только среди членов RAU, поэтому нижеприведенные цифры могут свидетельствовать только об общей тенденции и не отражают абсолютно точно потери всего украинского ритейла. Согласно данным последнего опроса торговых сетей – членов RAU – через 14 месяцев из 16821 торговых объектов всей отрасли уже работает 16265. Процент действующих объектов составляет 97%, соответственно закрытых – всего 3%. Если в марте прошлого года не работала почти треть торговых точек (29%), то сейчас остается закрытыми всего 556 объектов торговли из 4481, ранее остановивших свою работу. Работая в сверхсложных условиях, ритейлеры делали возможное и невозможное, чтобы критически важная инфраструктура для обеспечения населения необходимыми товарами продолжала работать. Понятно, что полностью восстановить довоенные показатели работы сетей можно только после освобождения территорий, захваченных врагом с 24 февраля 2022 года. Однако уже сейчас на свободных от врага территориях и в более глубоком тылу продолжается активное развитие различных сегментов розничной торговли.

Подготовка к контрнаступлению

Тренд на восстановление ритейла продолжается с апреля 2022 года и продолжается по сей день, хотя с начала 2023 года общий показатель работающих магазинов улучшается всего по одному проценту в месяц. Но за небольшими процентами стоят сотни обновленных магазинов. Так, например, еще в начале этого года было закрыто по разным причинам более 1000 объектов торговли, а теперь открыта половина из них (+514). Такими темпами уже к концу первого полугодия 2023 возможно полное восстановление, особенно после освобождения новых территорий.

Если весной 2022 года прирост работающих магазинов составлял 5-6%, с середины лета стабилизировался на уровне 1-2%, притормозил осенью, а уже с конца прошлого года снова ускорился.

Пока удалось вернуть к работе 88% торговых точек, не работавших в марте. В целом же количество открытых торговых точек увеличилось за 14 месяцев на 26%. В разных сферах торговли этот процесс шел по-разному, но возобновление работы торговых заведений продолжается во всех без исключения сегментах.

Продуктовый ритейл

Продуктовые сети до войны насчитывали 5226 объектов и в самый тяжелый период – в апреле 2022-го, когда FMCG-операторы оптимизировали свои сети – было закрыто 24% магазинов. Начиная с мая прошлого года, доля закрытых минимаркетов, супермаркетов, гипермаркетов уверенно уменьшалась.

В целом доля неработающих магазинов за 14 месяцев войны сократилась на 19%: количество работающих магазинов в апреле 2023 достигло отметки 5100 против 3600 в марте 2022 года. В апреле этого года оставались закрытыми всего 126 торговых объектов. То есть возобновили работу уже 98% продовольственных магазинов.

Непродуктовый ритейл

Сектор non-food ритейла, куда относятся косметические товары, средства гигиены и другие товары повседневного потребления, имеет схожую динамику обновления с сектором FMCG. Однако здесь не было оптимизации торговых точек в апреле 2022 года, возможно потому, что первоначальное падение было сильнее (-27%), когда было закрыто более 700 объектов. Некоторое замедление процесса восстановления произошло осенью прошлого года, когда количество открытых магазинов стабилизировалось на уровне более 90%.

Сейчас этот сектор восстановился даже лучше продовольственного ритейла: 99% из 3168 магазинов сетей уже возобновили свою работу. Закрыто только 17 торговых точек, что почти в десять раз меньше количества неработающих магазинов по состоянию на начало 2023 года. Таким образом, возобновили работу 26% закрытых ранее торговых точек.

Ювелирные изделия

Сектор jewelry претерпел едва ли не самое большое сокращение в начале войны, когда в марте 2022-го работало менее двух сотен магазинов из 1313 торговых точек, или только 15%. Худший показатель был только в секторе развлечений, которые тоже оказались «не ко времени». После первых побед ВСУ на поле боя уже в апреле возобновили работу 48% торговых точек, то есть почти половина рынка. Во времена контрнаступления на харьковском направлении в сентябре эта доля выросла еще на 20% и осенью стабилизировалась на уровне почти 70%. С тех пор отрасль медленно но уверенно отвоевывала по одному проценту ежемесячно и как результат – в апреле 2023 года уже работает 980 магазинов или 75% от их довоенного количества.

Остаются закрытыми еще 333 торговых точки, что на 47 магазинов меньше, чем в декабре 2022-го. Всего за 14 месяцев количество вновь открытых магазинов увеличилось на 60%.

Fashion-ритейл

Торговля одеждой, обувью и сопутствующими аксессуарами сильно пострадала от нарушения логистики и потери или закрытия производств в Украине. Установление валютных ограничений на закупку импорта и массовая миграция населения прибавляли проблем. Да и покупали люди сначала только продукты и самые необходимые вещи. Поэтому в начале весны 2022 года работали всего 28% магазинов из 646 объектов торговли. В то же время, закрытие из соображений безопасности некоторых магазинов иностранных брендов, смена сезонов и увеличение популярности продукции made in Ukraine создало возможности для возобновления бизнеса. Уже летом работало 68% торговых точек сетей, а к концу прошлого года эта доля увеличилась уже до 80%. Сейчас после 14 месяцев войны уже работает 554 магазина или 86% торговых точек сетей. Соответственно, их количество за это время выросло на 58%. Закрытыми остаются менее сотни магазинов.

Торговля бытовой техникой и электроникой

В сфере торговли бытовой техникой и электроникой восстановление тоже продолжается, но гораздо медленнее, что продиктовано спецификой данного вида ритейла, поскольку технику покупают не так часто даже по сравнению с одеждой. Так, доля неработающих магазинов с января 2023 года стабилизировалась на уровне примерно 15% и за три месяца улучшилась лишь на один процент, чему способствовало открытие 16 дополнительных торговых точек. Однако по сравнению с мартом прошлого года, когда из 980 магазинов работало чуть больше половины (56%), заметен значительный прогресс. Так, после резкого сокращения неработающих торговых точек весной прошлого года (с 44% до 23%) и постепенного наращивания количества открытых магазинов в течение следующих месяцев всего за год войны удалось вернуть к работе 30% магазинов. Соответственно количество закрытых магазинов упало до 133.

Аптечный ритейл

Аптечные сети – пока единственный пример ритейла, который не только быстро восстановил количество работающих торговых точек, но и превысил довоенные показатели. Так, уже в ноябре прошлого года не работало только 29 аптек и аптечных пунктов из 3796, которые были до 24 февраля 2022 года. То есть меньше одного процента. Потому уже к концу прошлого года аптечным сетям удалось перекрыть довоенное количество торговых точек на 19 единиц. Оно и неудивительно – лекарства и медицинские средства остаются одними из самых востребованных как в мирное, так и военное время.

В дальнейшем доля положительного прироста количества аптек и аптечных пунктов только усиливалась, и в апреле 2023-го уже работало более 4000 точек. Это превысило их количество до войны на 6% или на 224 торговых объекта. Таким образом, с марта 2022 года по апрель 2023-го количество работающих аптечных заведений увеличилось на 22%, компенсировав падение на 16% и обеспечив рост на 6%.

Сети АЗК

Торговля топливом востребована всегда и поэтому в большинстве своем закрытие около 200 заправок (или 15%) из 1512, работавших до войны, было связано прежде всего с разрушениями или оккупацией врагом. Соответственно по мере освобождения территорий и возобновления функционирования уцелевших АЗК процент работающих заправок постепенно наращивался. В среднем за месяц открывалось от 5 до 7 АЗК. Исключением стали июнь, август и сентябрь, когда запускались в работу по два десятка и более заправок. Также постепенно идет восстановление АЗК и в этом году. По состоянию на апрель уже работало 1447 точек или 96% от довоенного количества. То есть с марта 2022 года по апрель 2023 года доля работающих объектов сетей АЗК выросла на 10%. В частности, за январь-апрель этого года открылось еще 28 АЗК и остается закрытыми только 65 заправок.

Магазины стройматериалов

Так же очень плавное обновление наблюдается в сфере торговли стройматериалами. В начале войны, работало только 68% из 130 магазинов по состоянию на март 2022 года. За три последующих месяца эта отрасль возобновила работу уже 80% магазинов, но затем смогла «подтянуть» этот показатель до 85% только в конце прошлого года. За четыре месяца 2023 года ритейлеры запустили в работу еще восемь магазинов и теперь их 119, что соответствует 92% от довоенного количества. Это на 7% лучше, чем в декабре, а всего за 14 месяцев войны этот сектор ритейла увеличил долю работающих магазинов на 24%. Пока остается закрытыми всего 11 локаций. Учитывая, что подобные магазины – это большие объекты, требующие значительных средств и усилий для открытия, этот процесс и дальше не может идти быстро. Например, во время относительного затишья компания Эпицентр К открыла в сентябре 2022 года два новых магазина в столице и Львове, а в Киеве еще и кардинально обновила одну из локаций в конце года.

Сфера развлечений

В сфере развлекательных центров с началом войны сложилась самая тяжелая ситуация. Так, в марте 2022 года осталось работать всего 13%, или 6 из 50 объектов. Но уже через год количество открытых развлекательных центров увеличилось на 81% и в марте 2023 года посетителей принимали уже 47 развлекательных комплексов. Больше всего было запущено в работу объектов осенью прошлого года и количество неработающих развлекательных центров сократилось примерно втрое. К апрелю 2023 года количество не работающих заведений для развлечений сократилось еще вдвое — до трех локаций.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка