Полгода оккупации: что осталось от украинского бизнеса в Крыму
В четверг 25 сентября сайт Верховной Рады сообщил о подписании президентом Украины Петром Порошенко закона, устанавливающего на территории временно оккупированного Россией Крыма режим свободной экономической зоны. Срок действия СЭЗ — десять лет.
Фактически власти Украины признали невозможность быстро восстановить контроль над полуостровом, а создание СЭЗ — это попытка как-то упростить жизнь отечественному бизнесу, работающему в Крыму.
За шесть месяцев российской оккупации бизнес-карта полуострова сильно изменилась: часть международных и украинских компаний ушли из Крыма, перенеся мощности на материковую Украину. Но большинство предпринимателей не захотели жертвовать инвестициями и перерегистрировали компании на новые юрлица (по российскому законодательству). Меньшинство осталось работать как украинские компании.
ЛІГАБізнесІнформ разобралась, как украинский бизнес приспосабливался к самому большому форс-мажору за все годы независимости.
Продуктовый ритейл
Едва ли не первыми на изменение правил игры в Крыму отреагировали крупные торговые сети. Еще в конце апреля стало известно, что международные операторы — немецкая Metro Group и французская Auchan — передают свои крымские магазины российским подразделениям. После непродолжительного перерыва, связанного с инвентаризацией и учетом товарных запасов, гипермаркеты открылись уже в составе российских «дочек» Metro и Auchan.
Другим ритейлерам, не имеющим родственных структур в России, пришлось сложнее. Одна из крупнейших торговых сетей Украины — Fozzy Group (супермаркеты Сильпо, Фора) временно закрывала свои магазины на полуострове. Через некоторое время работа торговых точек возобновилась. По данным российских СМИ, сейчас магазины Fozzy Group формально входят в состав новосозданной компании с регистрацией в Краснодарском крае РФ. Аналогичным образом поступила и крупнейшая украинская торговая сеть АТБ — в Крыму даже открываются новые магазины ритейлера, но относятся они к предприятию с российской «пропиской».
Из заметных игроков рынка продуктового ритейла о своем намерении свернуть бизнес на полуострове заявила пока только сеть Фуршет. Как сообщила российская газета Известия, компания ищет покупателей на маркеты Фуршет на полуострове.
Российские ритейлеры не спешат заходить в Крым. Еще в мае самопровозглашенные власти Севастополя заявляли о возможной передаче торговых точек Fozzy Group и Novus российской торговой сети Магнит, но пока эти планы не реализованы. Собственник Магнита Сергей Галицкий не скрывает, что не хочет быть фигурантом санкционных списков ЕС и США.
Одежда и электроника
Одежные ритейлеры оказались самыми принципиальными. Еще в апреле из Крыма ушел MTI Владимира Цоя (бренды Интертоп и Plato), тогда же полуостров покинул крупнейший мировой производитель и продавец одежды Inditex. Всего за весну Крым лишился представителей более 50 торговых марок. Большая часть из них позже вернулась, место международных одежных брендов заняли российские Incity, O’Stin, Спортмастер и польские Reserved, Mohito, Cropp Town.
Девелоперские компании выбрали разную стратегию. Крупнейший торговый центр на полуострове — симферопольский Меганом (UDP, владелец Василий Хмельницкий) выставлен на продажу. ТРЦ Южная галерея и Муссон (принадлежат Arricano Group Хиллара Тедера) — планируют работать и перерегистрированы в российской юрисдикции.
Оперативнее всех адаптировались украинские интернет-магазины: еще весной они начали принимать оплату в рублях. Впрочем, бизнес не пошел. Доставка товаров на полуостров проблематична: так, крупнейшая частная служба экспресс-доставки Новая Почта с 10 сентября не работает с Крымом, большинство других частных перевозчиков также перестали принимать заказы, ссылаясь на трудности с прохождением таможни и границы.
Зато в Крыму остались основные игроки рынка бытовой техники и электроники, в том числе Фокстрот. Он последовал примеру АТБ и Fozzi Group и зарегистрировал в России новое юрлицо, которое и работает на оккупированном полуострове.