Украинский ритейл и девелопмент ­ — условия выживания!

Украинский ритейл и девелопмент ­ — условия выживания!

01.03.2014 11:54
  421
rau

Гривна падает, цены взлетают на все. Рост курса доллара в Украине, связанный с бурными политическими событиями, уже привел к повышению цен на часть импортных товаров. И это только начало, предупреждают эксперты.

В связи с обострением политической и экономической ситуации в стране резко ухудшились потребительские настроения украинцев. По данным исследовательской компании GfKUkraine, в январе они были наиболее негативными за последние три года. «Начало 2014 года было отмечено резким снижением индекса потребительских настроений. В январе он составил 72,5, что является наихудшим показателем с апреля 2011 года. По сравнению с декабрем индекс снизился на 7,8 пункта. Наибольшее падение наблюдалось в северном и западном регионах Украины.

Ритейлеры страдают от девальвации гривны

В ситуации падения товарооборота и роста издержек на ведение деятельности многие ритейлеры, которые арендуют торговые помещения, оказались не в состоянии оплачивать арендную плату по «докризисным» ставкам.

Со слов  Георгий Шалдырванкомпания Zeebra, сейчас ритейлеры стараются минимизировать потери от роста курса доллара, к которому привязан размер арендной ставки. «В связи с обвалом гривны, ситуация на рынке ритейла ухудшилась. В большинстве случаев арендная плата устанавливалась в иностранной валюте, что из-за девальвации по отношению к доллару и евро привело к существенному росту ее гривневого эквивалента».

Как заявляет Андрей Жук, директор «Укрзолото»: «Политику торговых центров нужно пересмотреть. Конец 2013 начало 2014 года покупательская способность  в регионах упала на 30%, а в Киеве на пике революционных событий доходило и до 50%. Ситуацию на рынке изменил курс доллара,  закупки ритейлеров происходит в валюте, а переоценку никто не делал. Прибыли игроков рынка ритейла падают.  В это же время девелоперы поднимают арендные ставки в торговых центрах.  Все ритейлеры просят зафиксировать плату за аренду по курсу, состоянием на 1 февраля 2014 года»

Единственным выходом из этой ситуации это пойти на встречу друг другу. «Весь украинский ритейл состоит на 80% из импорта, а из-за роста доллара мы должны на 30% поднять цены. Если нам не пойдут на встречу, то самостоятельно ритейл не сможет преодолеть эту ситуацию. Поскольку при отсутствии покупательскогоспроса мы сделать ничего не сможем, — говорит Георгий Шалдырван– Поэтому нужно пересмотреть договорные условия между арендаторами и арендодателями как минимум в части снижения величины арендной ставки. Мы готовы хоть каждую неделю платить аренду в гривне по арендным ставкам с привязкой к старому курсу доллара».

По данным JonesLangLaSalle, если в 2012 г. на украинском рынке появилось 40 новых сетей, то в 2013‑м—вдвоеменьше. Некоторые ритейлеры объявили о своем уходе из Украины. Например, свою обувную сетьзакрыл «Монарх», от одежных торговых точек сети OVS намерена отказаться компания Maratex.

Девелоперы стремительно развиваются

Как сообщила руководитель отдела торговых площадей компании JonesLangLaSalle в Украине Анна Чуботина: «В этом году будет побит рекорд по предложению торговой недвижимости. В Киеве девелоперы намерены открыть крупные торговые центры совокупной арендуемой площадью 415 тыс. кв. м. В эксплуатацию планируется ввести торгово-развлекательные центры «Республика» (135 тыс. кв. м), первую очередь LavinaMall (115 тыс. кв. м), BlockbusterMall (93,7 тыс. кв. м). «По итогам года общий объем киевского рынка торговых центров может превысить психологическую отметку в 1 млн кв. м.»

Что же касается сложившейся ситуации на рынке украинского ритейла, девелоперы выражают свое мнение. Как рассказала Татьяна Честнейшая, директор департамента управления активами ИК «21 век», на встречу друг другу нужно идти, но не надо, чтоб ритейл пользовался девелоперами. «Мы понимаем, что у них упали продажи, но и у нас есть определенные валютные обязательства перед банками. Сейчас ситуация с долларом сделана искусственно. Давайте подождем немного. Но в это время, все равно, розничной торговле надо потихоньку поднимать ставки, чтоб выйти на новый курс. Ритейлерам нужно сделать индексацию к привязке к доллару, чтоб постепенно, в течении полу года, выйти на сегодняшний курс».

«Что же касается ТЦ «Квадрат» на Перова, где я являюсь генеральным директором, такую же ситуацию мы переживали в 2008 году. Тогда мы не проиндексировали аренду, а оставили в гривне. Сейчас же мы будем в индивидуальном порядке рассматривать каждого арендатора в зависимости от арендной ставки и финансовой дисциплины», — сообщила Татьяна Честнейшая.

Со слов девелоперов, если они пойдут полностью на встречу ритейлерам, то пострадают больше чем они. Причиной этого есть тот факт, что новые бренды в Украине почти не появляются, а наоборот, многие сети закрываются.

Однако девелопмент без ритейла невозможен и компромис необходим, ведь сложно строить прибыль без покупателя.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка