
TA-DA! внедряет гибридные кассы: инновация, сочетающая удобство и гибкость


В ходе RAU Expo 2025 собственники и руководители ведущих компаний обсуждали как трансформируется стратегия развития ритейла в контексте новых экономических и социальных реалий.
Перед началом дискуссионной панели под названием «Проекты будущего в ритейле и лидерство в военное время» состоялась презентация проекта «Школа ритейла» совладельца Clarity Project и одного из идеологов проекта Николая Демченко. Это выступление стало фактически началом обсуждения того, как образовательная инициатива поможет решить проблему дефицита квалифицированных кадров в ритейле и в Украине. А также того, какие компетенции и навыки станут критически важными для специалистов ритейла в ближайшие 5-10 лет. Участниками беседы стали Co-Founder в Inspira business club Борис Марков, президент корпорации Terwin, основатель Eva и Varus Руслан Шостак, CEO Comfy Игорь Хижняк и заместитель председателя правления ПУМБ Сергей Магдич. Модератором выступил соучредитель и глава Retail Association of Ukraine Андрей Жук. RAU предлагает основные тезисы.
“Школа ритейла”, запущенная в Днепре, – это полноценное образование по американским стандартам и методологии. По словам Бориса Маркова, государственное высшее образование почти умерло и больше не отвечает современным запросам бизнеса. Вокруг идеи создания образовательного проекта, который позволит перейти на новый уровень подготовки кадров, объединились ключевые игроки разных сфер ритейла, штаб-квартиры которых находятся именно в Днепре.
Сергей Магдич считает, что любой крупный бизнес должен быть ответственен и поддерживать бесплатное качественное образование в Украине. Поскольку это формирует фундамент будущего, какой выбор сделает молодежь, выбирая свой трудовой путь и работодателя.
В свою очередь Руслан Шостак напомнил, что в украинском ритейле задействовано около 2 млн человек или 20% трудоспособного населения, сама отрасль обеспечивает 12% ВВП страны и при этом нет соответствующей современной системы подготовки кадров. Поскольку нужно думать уже сейчас о предстоящей большой конкуренции, когда после войны в Украину обязательно придут известные иностранные игроки. И тогда все будет зависеть от того, насколько образованными и креативными будут работники. Потому что пока в Украине идет война, мир не останавливается в своем развитии. Фактически рост уровня образования – это рост уровня экономики региона или государства в целом.
Во время полномасштабной войны есть много вариантов для развития ритейла. В частности, выход с рынка конкурентов, возможности экспансии за границу и многое другое. Но, по мнению Руслана Шостака, в любое время нужно постоянно искать эти пути. К примеру, сейчас ритейлеры не могут выжить за счет большой капитализации, но имеют уникальный опыт. Они постоянно пытаются подстроиться под новые запросы «проходящих мимо» клиентов. Поэтому нужно ни на день не останавливать этот поиск возможностей.
В ПУМБ уже видят рост потребительского спроса из-за увеличения потребительского финансирования. Кроме того, девелоперы, занимавшие в 2022-23 годах выжидательную позицию, начали активное строительство в 2024 году с прицелом на будущий рост рынка. Также большой потенциал имеет оборонный сектор, так называемый defence tech. По словам Сергея Магдича, условная макроэкономическая стабильность, достигнутая на четвертом году полномасштабной войны (прогнозируемый валютный курс, инфляция, стоимость денег), как раз и дает новые возможности. У многих украинских компаний уже есть стратегия на три года и банки готовы поддержать ее реализацию финансово. Все исходят из того, что война будет продолжаться, но как долго – неизвестно.
Прививку войной Борис Марков считает одним из преимуществ отечественных компаний, так как это дает им внутреннюю свободу в освоении новых рынков.
Игорь Хижняк добавляет, что сейчас главное – научиться делать по-новому то, что компании умели раньше, ведь времена, когда все было хорошо известно и отработано годами, давно миновали. Именно так можно превратить новые вызовы в новые возможности.
Лидерство – это действие, то есть ритейлерам нужно брать ответственность на себя за решение неотложных вопросов рынка.
Так, Игорь Хижняк в последний год большую часть времени посвящает борьбе с детенизацией торговли электроникой и другой техникой. Он уверен, что сможет поставить точку в этом вопросе, используя все публичные площадки и информируя все госорганы. Важный контекст этой борьбы – изменение отношения молодых людей, являющихся будущим страны, к работе в компаниях, где не оформляют официально, не платят налоги и т.д. Ибо те, кто идут работать в нечестный бизнес, тоже должны понимать, что несут ответственность за положение дел в стране.
Все изменения накапливаются постепенно, а реализуются внезапно и быстро. Пока те, кто получает зарплату в конверте, будут возмущаться низкими пенсиями в стране (ибо именно эти деньги должны пойти на выплаты), и требовать честности только от чиновников, до тех пор эта борьба будет продолжаться. Поэтому, по словам Руслана Шостака, каждый украинец должен голосовать своей трудовой книжкой против работодателей, работающих в тени, имея сотни магазинов и миллионные обороты.
Как рассказал Борис Марков, в сети АТБ в этом году должны появиться самокассы в первых 100 магазинах. Через несколько лет ими будет оснащена вся сеть. В то же время, в ближайшее время основная конкурентная борьба будет вестись в онлайн-пространстве и новой валютой там станут персональные данные клиентов. Будет не столь важно, сколько в сети работает магазинов или сколько у них есть касс самообслуживания. Значительно важнее – сколько сеть знает о своем клиенте, на каком расстоянии находится и как с ним общается.
Varus уже переходит на самокассы второго поколения. В то же время, по прогнозам Руслана Шостака, многие нынешние профессии в ритейле исчезнут, потому что применение ИИ, Big Data и в целом цифровизация бизнеса коренным образом меняют ритейл.
Однако даже Amazon – крупнейший онлайн-игрок в мире – не может спрогнозировать, как будет выглядеть ритейл будущего. Поэтому следует просто внедрять все современные решения, чтобы не отставать и быть готовым к новым изменениям, чтобы быстро подстроиться.
К примеру, в сети Comfy уже 30% продаж обеспечивает онлайн-канал, а за два года его доля должна вырасти до 50%. Практически все процессы (от работы грузчика до продавца) быстро цифровизируются.
Соответственно, банки тоже превратились в финтех-компании, в том числе предлагая современные решения для онлайн-покупок. Так, ПУМБ только за один год направляет 1,8 млрд грн на цифровизацию и улучшение процессов. Следовательно, стремительное развитие технологий требует воплощения принципа Long life lerning (LLL), то есть постоянного обучения на протяжении жизни, потому что фундаментальное образование теряет актуальность. В частности, применение искусственного интеллекта больше не является предметом дискуссий о выгодности инвестиций в его внедрение. Поскольку это уже стало частью жизни, и компании, обходящие ИИ стороной, просто могут исчезнуть с рынка в ближайшие пять лет.