
Как поколение зуммеров и Альфа формируют новую реальность для ритейла


После 24 февраля 2022 АЗС UPG, как и весь топливный рынок Украины, столкнулись с необходимостью серьезных изменений. Компания, ранее импортировавшая горючее из Беларуси, переориентировалась на европейские источники, приобретя два морских терминала в Польше и заключив долгосрочный контракт на поставку бензина с немецкого завода в Шведте.
Несмотря на активную деятельность в Европе и продолжающуюся войну, основатель и совладелец UPG Владимир Петренко считает, что самый большой потенциал для развития его бизнеса именно в Украине. С этой целью UPG активно строит новые АЗК и рассматривает возможность приобретения существующих комплексов у игроков, идущих с рынка, что, по оценкам Петренко, сейчас находится на этапе «перераспределения».
Для нас важнее качество топлива. Мы сотрудничаем с лучшими производителями, где содержание серы не превышает 2-4 единицы.
У нас есть два основных направления поставки. Бензин марок А-95 и А-100 мы импортируем из Германии. Дизельное горючее на 95% поступает к нам из Соединенных Штатов, поскольку тамошние производители предлагают горючее высшей степени очистки, что обеспечивает меньшие затраты при эксплуатации транспортных средств.
Импорт горючего бензовозами экономически невыгоден, но с началом войны мы были вынуждены прибегнуть к этому способу. В то время мы владели самым большим парком бензовозов в Украине. Кроме того, у нас не было возможности арендовать достаточное количество железнодорожных вагонов из-за их отсутствия на рынке. Нам удалось найти только два подвижных состава. Мы заказали новые вагоны, но их поступление ожидалось через год.
Сейчас у нас есть 300 железнодорожных вагонов, окрашенных в желто-зеленые цвета, подобно нашим бензовозам.
После спада ажиотажа 2022 стоимость всей логистической операции составляет $60 за тонну.
Первоочередной целью приобретения терминалов было намерение обеспечить бесперебойные и круглосуточные поставки нефтепродуктов в Украину. Это стратегически важный объект для Украины, учитывая отсутствие других европейских портов в нашем распоряжении.
Лишь после достижения целей стабильного обеспечения украинского рынка мы начали рассматривать возможность более глубокого проникновения на польский рынок. Однако пока такие амбиции отсутствуют, поскольку весь объем импортируемого горючего едва успеваем доставлять в Украину. Терминал работает с почти 100% загрузкой.
Мы инвестировали около $15 млн. в модернизацию польских терминалов. Были полностью реконструированы железнодорожные пути, возведены дополнительные наливные эстакады, обеспечена круглосуточная загрузка и установлена автоматизированная система взвешивания. Если раньше мы могли обрабатывать не более одного железнодорожного состава, то сейчас есть возможность загружать одновременно три-четыре.
В целом европейский рынок достаточно сложный. Там нас никто не ждет. И, честно говоря, у меня нет особого желания туда выходить. Я вижу значительный потенциал в Украине и считаю, что нет смысла распылять усилия.
Мы заключили соглашение не с самим заводом, а с немецким трейдером, поскольку завод не осуществляет продажу горючего за пределы Европейского Союза из-за отсутствия практики в оформлении таможенных деклараций и пересечении границ. Завод имеет право продавать топливо только в пределах Европы, а дальнейшие действия с ним, включая растаможку, являются ответственностью покупателя. Потому мы сотрудничаем с трейдером.
Наш выбор остановился на PCK, поскольку этот НПЗ обеспечивает наивысшее качество топлива в Европе, с минимальным содержанием серы (не более одной-двух единиц).
Важно отметить, что это конфискованное предприятие, не находящееся в собственности страны-агрессора. На завод не импортируется и не перерабатывается российская нефть.
Поскольку биоэтанол производится в Украине, его использование увеличит энергетическую независимость страны на пять процентов. Внутреннее производство биоэтанола достаточно для удовлетворения потребностей национального рынка, поэтому экспорт в европейские страны уменьшится.
Для потребителей это изменение не будет иметь негативных последствий. Биоэтанол, добавленный к бензину в качестве присадки, повышает его октановое число (до 99,9). Это может увеличить мощность автомобиля, и водители не ощутят разницы по сравнению с использованием 95-го бензина. Однако это справедливо только при добавлении 5% биоэтанола, а не 30-40%.
Наша компания готова к этим изменениям. Мы не будем закупать биоэтанол отдельно, а заказывать нефтепродукт с 5% содержанием этанола непосредственно на заводе. Это обеспечит равномерное и контролируемое смешивание.
История импорта высокооктанового бензина нашей компанией началась много лет назад. Это безусловно нишевый продукт. Но когда все продавали 98-й бензин, мы решили выделиться и начали импортировать сотый. Для нас его наличие было показателем качества.
Доход от продаж этого продукта не отличается от прибыли от обычного бензина. Это объясняется тем, что его себестоимость значительно выше, даже на этапе импорта в Украину, из-за более высоких акцизов.
Основные потребители сотого бензина – это крупные города, где есть автоклубы. С начала полномасштабной войны объемы продаж в этом сегменте упали примерно вдвое. И пока потребление не возобновляется. Сейчас не до развлечений, потому люди не используют спортивные автомобили.
Наша компания полностью «белая», поэтому этот налог никоим образом на нас не повлиял. Он был направлен на те компании, которые не платят налоги. И, как я слышу от участников рынка, сейчас очень много таких АЗС выставлено на продажу. Скорее всего, налоги сильно ударили по малому бизнесу, который имел одну-две заправки. На крупные сетевые компании, добросовестно уплачивающие налоги, это не имело никакого влияния.
Если взять текущую предельную цену горючего в 52,9 грн/л и сравнить ее с закупочной ценой, скажем, в 44 грн/л, то маржа составляет 9 грн. На первый взгляд это значительная сумма. Однако эти девять гривен включают в себя 1,5 грн на доставку к каждой точке, 2 грн на электроэнергию, расходы на обслуживание, 52% налоги на заработную плату и арендную плату за землю.
Если мы зарабатываем полторы-две гривны на литре, это уже считается успехом.
Фактически сейчас происходит перераспределение рынка и поглощение сетей другими игроками. Тем не менее, общее количество АЗК останется на прежнем уровне, поскольку количество транспортных средств растет. И, надеемся, после окончания войны значительная часть украинцев вернется домой.
Что касается АЗС Авиас, я знаю о 265 станциях, проданных «Приватом», но мы не участвовали в этом аукционе. В общем, мы рассматриваем возможность приобретения и реконструкции находящихся в плохом состоянии станций. Однако это требует значительных инвестиций. Мы стремимся обеспечить высокий уровень сервиса, чтобы «привлечь» клиента. Вопрос состоит в том, как это сделать на станциях в таком состоянии.
Если ограничиться только «косметическим» ремонтом, внешними и внутренними работами, заменой потолка, навеса и операторской, это обойдется в $300 000 — 350 000. Но если придется проводить работы под землей, расходы могут быть значительно больше. Необходимо оценить состояние резервуаров, трубопроводов, противопожарных систем, колонок – их замена может привести к огромным затратам.
Строительство небольшой АЗС с нуля обойдется в $1,3-1,4 млн. Формат UPG значительно дороже — примерно в пять раз. Наша станция стоит $5 млн, поскольку мы используем высококачественные материалы, уделяем большое внимание вопросам безопасности и строим бомбоубежища на каждой станции.
В настоящее время наша сеть насчитывает 85 станций, не считая временно оккупированных территорий. В течение двух месяцев мы откроем 86 станцию. В 2025 году мы планируем ввести в эксплуатацию десять новых станций. В частности, будут открыты по три станции в Киеве и Виннице, одна в Закарпатье и две в Ровенской области. Недавно завершилось строительство объектов в Днепре и Одессе.
Все наши новые объекты – это большие комплексы, где водители и их пассажиры могут удовлетворить все потребности в питании и товарах. Наши комплексы предлагают широкий ассортимент продукции и услуг: различные виды кофе, включая напитки с лактозой, кофеином и без него, отборные вина, фирменное мороженое и разнообразные вкусности. Для детей у нас есть современные игрушки. Мы уделяем большое внимание качеству обслуживания.
Мы предлагаем премиум-сервис, но не считаем нужным устанавливать премиальные цены. На протяжении всех 22 лет нашей деятельности мы всегда работали в среднем ценовом сегменте. Для нас премиум – это не цены, а визуальное оформление объекта, уровень обслуживания и качество свежеприготовленных блюд, которые можно заказать на наших АЗК: от утиной ножки, медальонов и лосося до австрийского леберкеза. В общей сложности, у нас есть 57 АЗК с ресторанами, шесть из которых расположены в Киеве.
Три крупнейшие сети АЗС в Украине используют зеленый цвет в своей айдентике. Чтобы отличаться от них, мы сменили свой фирменный стиль на черно-зеленый и постепенно перекрашиваем все наши заправки в эти цвета.