Владелец сети супермаркетов Україночка: Очень важно быть максимально искренним и знать своих покупателей
Руководитель винницкой региональной сети супермаркетов Україночка – об особенностях развития небольших продуктовых сетей, работе на локальном рынке и планах построения международной компании.
Обычно внимание подавляющего большинства СМИ и экспертов привлекают крупные торговые сети, работающие во всех регионах страны – такие как АТБ, Сільпо или METRO Cash&Carry Украина. Региональный ритейл попадает на полосы газет или на интернет-страницы не часто, хотя интересных кейсов и наблюдений за рынком в него вряд ли меньше, чем у гигантов FMCG-отрасли. О том, как продуктовый ритейл развивается в Виннице, почему небольшие магазины могут успешно конкурировать с национальными и международными операторами, и как завоевать лояльность покупателей с помощью простых и эффективных методов, rau.ua рассказала владелец и директор торговой сети Україночка Олена Вихристюк.
— Сколько лет существует ваша компания?
— Компания существует 16 лет — с 2001-го. Начинали с небольших продовольственных магазинов. На этапе открытия третьего такого магазина захотелось делать на рынке что-то особенное. И мне пришла идея традиционного гостеприимства украинок. Решила строить именно торговую сеть под таким названием – Україночка.
— В чем заключается торговая особенность ваших магазинов? Это исключительно продовольственные супермаркеты или это FMCG, есть и бытовая химия, и товары повседневного потребления?
— Основной ассортимент – это продукты, но небольшой процент занимает бытовая химия и сопутствующие товары. Наш формат – магазин у дома, площадью 400-600 кв. м, расположенный в спальном районе. Лозунг нашей компании – работать с любовью и благодарностью: как в коллективе между собой, так и с покупателями.
— Сколько магазинов сейчас в вашей сети?
— Семь магазинов, шесть из них работают, три под брендом Україночка. Два года назад я начала работу над построением большой мощной международной сети. В прошлом году мы открыли уже обновленный магазин, под новым брендом, с новым логотипом, цветами. И уже работаем над тем, чтобы делать компанию и сеть высокопрофессиональной, с хорошо отлаженными процессами, чтобы можно было быстро развиваться. Сейчас занимаюсь поиском правильных инвестиций.
— То есть развиваетесь за счет привлеченных средств?
— Развиваемся за счет своих средств. Но для масштабного развития нужно привлекать инвестора.
— А не рановато ли говорить о международных проектах, если у вас магазины только в Виннице?
— Считаю, что стоит делать глобальный проект, который будет иметь огромное значение не только для меня. Работая под брендом Україночка десять лет, я увидела, насколько эта тема затрагивает людей. Украинцы с 2014 года стали более национально ориентироваными. А в 2006 году, когда я только открыла магазины, пытались достучаться к людям, что мы украинцы. Да, нам нужно смотреть на Европу, использовать зарубежный опыт, знания, но не нужно забывать: кто мы на самом деле.
— По вашему мнению, насколько в развитии бренда Україночка помогла Революция Достоинства? Ведь именно после нее пошла мода на «made in Ukraine»: украинские товары, украинская вышиванка, украинская еда…
— Думаю, что Революция Достоинства никак не повлияла на развитие нашего бренда. Сейчас появляется много схожих по концепции магазинов, но в 2014 году мы были уникальными. Потому что до того были на рынке в основном заведения общественного питания, колыбы, да и стиль у них был немножко другой. Наша Україночка современная, высокопрофессиональная.
— Вы сейчас говорите о заведениях общественного питания, а Україночка – продуктовая сеть…
— Имею в виду, что именно рестораны, заведения общественного питания национального типа были. А продуктовых сетей национальной ориентированности на то время я вообще не помню, особенно в центральном регионе.
— В Виннице вы уже закрепились, а каким будет следующий шаг – где городах думаете дальше развиваться?
— Не могу сказать, что мы закрепились в Виннице, потому что еще очень много работы. И первый этап развития компании – это создание крупной, мощной, отшлифованной во всех процессах сети в городе. Когда увидим, что в Виннице хотя бы 75% работы сделано, тогда начнем работать над другими рынками.
— Сейчас, в частности и в вашем регионе, активно развиваются мощные игроки, такие как АТБ, Велмарт и другие, не боитесь конкуренции?
— Не боимся, ведь конкуренция есть во всем мире. И это нормально, и так будет всегда. Нам нечего равняться сегодня на такие крупные мощные сети. Но мы, как и каждая из них, имеем свое лицо. У нас несколько отличный формат, но самое главное – это профессионально делать свое дело и получать от этого удовольствие.
— Работаете в формате дискаунтера? Какая у вас ценовая политика?
— Не отношусь к владельцам, которые демпингуют. Наша задача: за правильную цену давать правильную услугу. Хочу, чтобы мои работники получали достойную заработную плату. Мы не можем пока позволить себе крупнооптовые закупки товара в сети. Поэтому сегодня цены у нас средние. Но мы достаточно хорошо себя чувствуем рядом с глобальными национальными сетями.
— То есть не боитесь, что за счет демпинга, более низких цен, учитывая сложную экономическую ситуацию и падение платежеспособного спроса, они заберут ваших покупателей?
— Не боимся, потому что живем с такими сетями рядом. И живем хорошо, строим компанию, процветаем. Знаем, какие у них есть трудности в управлении, потому что большая компания имеет свои особенности. Мы пока не выросли в такую мощную сеть, но нам легче справляться, оперативней реагировать на некоторые недоработки в сети.
— Какой процент продукции в вашем ассортименте локальных производителей? Или ориентируетесь на всеукраинских?
— 75% у нас — это локальные производители. Производители, которых знает наш покупатель. А 25% — это национальный продукт мировых брендов.
— То есть импортируете товары тоже?
— Мы не импортируем, работаем через дистрибьюторов. Но планируем в ближайшее время собственный импорт.
— А собственные торговые марки есть у вас?
— Да, у нас есть собственная торговая марка, собственное производство. Под собственной ТМ выпускаем сегодня масло, муку, расфасовку круп, кулинарию, выпечку, кондитерские изделия.
— Это ваша торговая марка или договариваетесь с производителем?
— И наша торговая марка, и с производителем. Если это масло, то под нашей торговой маркой этим занимается производитель, который умеет делать такую продукцию. Если это кондитерская группа, то у нас свое собственное производство.
— И насколько собственная торговая марка привлекает покупателей, добавляет лояльности?
— Больше добавляет лояльности собственное производство. Потому что хочу, чтобы покупатели, которые приходят в наши магазины, покупали продукцию высочайшего качества. Поэтому это должно быть натуральное сырье, правильная технология и контроль на каждом этапе производства.
— Сколько товарных позиций представлено в ваших магазинах «у дома»?
— Пока что, к сожалению, у нас очень много товарных позиций, более 10 000 наименований, это многовато для такой сети. Сейчас работаем над уменьшением количества хотя бы до 8000. Хочется оставить самый большой ассортимент, не усложняя логистику.
— Можете ли назвать какие-то особенности винницкого потребителя? Чем он отличается, например, от киевлянина, львовянина или одессита?
— Думаю, особенность в том, что у нас люди, которые проживают в спальных районах, знают и друг друга, и предприятия, работающие в этом районе. Поэтому очень важно быть максимально искренним, лично знать своих покупателей. Нас очень радует, когда люди просто приходят провести у нас время, и совсем не обязательно с целью покупки. Это говорит, что у нас правильное место.
— Внедрена ли у вас какая-то программа лояльности?
— Конечно. У нас есть накопительная бонусная карта на 5%. Наши гости могут накапливать, а затем тратить эти бонусы в нашем магазине.
— Работаете только в формате street-ритейла? Не рассматриваете вариант выхода в какой-нибудь ТРЦ?
— Еще не прорабатывали таких вариантов. Пока у нас собственная недвижимость, собственные объекты. Но если будут выгодные предложения и хорошие места, обязательно будем их рассматривать. Нам это интересно.
— С вашими амбициозными планами – построить международную сеть – рассматриваете развитие по франчайзингу?
— Да, я понимаю, что это также хороший вариант для развития компании. Но пока только присматриваемся.
— Поделитесь планами на следующий год: чего ждете от 2017-го, что планируете достичь к концу года?
— До конца 2017-го наша задача – провести ребрендинг магазинов нашей сети, которые остались не измененными. Навести порядок в тех направлениях, которые еще не очень хорошо налажены. Для того, чтобы достойно работать на локальном рынке.
В этом году открываем еще два новых супермаркета в Виннице, которые, надеюсь, улучшат лояльность к нашей сети. И работаем до конца года над поиском серьезного инвестора, чтобы 2018-19 года у нас прошли плодотворно. Готовимся к серьезному расширению.
Читайте также —
Євген Кримський, Royal Hamburger: У кризу люди не стали їсти менше