Виктория Зеленская, Епіцентр: Рынок торговой недвижимости в Украине показывает первые признаки восстановления

Виктория Зеленская, Епіцентр: Рынок торговой недвижимости в Украине показывает первые признаки восстановления

14.12.2023 08:30
  633
Валерія Байда

Несмотря на большую войну, рынок торговой недвижимости демонстрирует оживление: возвращаются крупные бренды, в частности H&M, появляются новые зарубежные сети и в целом усиливается конкуренция в сегменте торговой недвижимости.

Виктория Зеленская, директор по концептуальному развитию компании Епіцентр К в колонке для Економічна правда, рассказала о том, как большая война повлияла на снижение посещаемости ТЦ и о перспективах в будущем.

Большая война повлияла на все сегменты бизнеса в стране, и рынок торговой недвижимости не стал исключением. Выезд населения за границу, обвал экономики, общая неопределенность и падение реальных доходов населения повлекли за собой существенное снижение посещаемости торговых центров.

При этом значительная часть известных международных брендов с начала боевых действий прекратила работу в стране, чем ухудшила показатель заполняемости торговых площадей.

Средняя вакантность в торговых центрах Киева достигла 20%, а в регионах этот показатель еще больше.

Впереди у отрасли еще один серьезный вызов — зима и риск нового энергетического кризиса, который еще в прошлом году заставил участников рынка инвестировать в мощные генераторы.

Впрочем, уже сейчас можно сказать, что рынок привык к новым условиям. Мы наблюдаем выравнивание арендных ставок, а у многих игроков – даже и возвращение их на довоенный уровень.

Более массивные торговые центры смогли понизить уровень вакантности и стабилизировать характеристики собственной работы. В страну возвращаются известные бренды, открываются новые зарубежные и местные магазины.

Последний квартал 2023 года демонстрирует определенное оживление рынка. В Украине возобновил работу H&M, вызвав ажиотаж у покупателей, который был похож на первое открытие ритейлера в стране.

К сожалению, сроки открытия торговых объектов испанской Inditex Group (бренды Zara, Bershka, Stradivarius, Pull&Bear, Massimo Dutti, Oysho) до сих пор остаются неопределенными, что связано с определенными оговорками по безопасности персонала и работе на рисковых рынках, а также невысокой частью Украины в международном портфеле Inditex.

Зато в Украине появляются новые зарубежные сети, стремящиеся закрепиться на рынке в период спада конкуренции.

Особо предметный интерес к Украине в последнее время проявляют польские бренды. Недавно в стране открылся первый магазин HalfPrice известной польской компании CCC.

О выходе на наш рынок и планах открыть 20 франчайзинговых магазинов уже в 2024 году заявил польский бренд женской одежды Greenpoint. Общаясь с коллегами на международных конференциях, мы отмечали повышенный интерес к украинскому рынку и других польских сетей.

Вхождение на украинский рынок для них становится важным стратегическим шагом, что свидетельствует о росте взаимодействия между польской и украинской бизнес-средой. Проявляют интерес в экспансии и многие турецкие бренды. И хотя пока их развитие проходит менее резво, однако обе страны верят в будущее Украины и готовы инвестировать в коммерчески привлекательные проекты.

С возвращением или появлением новых «якоров» торговые центры смогут рассчитывать не только на снижение вакантности, но и улучшение показателей посещаемости и доходности. К тому же открытие магазинов известных брендов – это всегда положительный маркер экономической ситуации. Он может подтолкнуть к развитию других игроков, включая украинский бизнес.

Относительно будущего рынка торговой недвижимости существуют разные мнения, однако я уверена в его перспективах. В портфелях многих игроков есть интересные идеи, однако их нужно адаптировать под новые требования безопасности и тенденции, обеспечить грамотные компенсационные меры в случае возможных блекаутов или других чрезвычайных ситуаций.

Конкуренция в сегменте торговой недвижимости будет усиливаться.

Сегодня еще много городов с недостаточным покрытием торговыми площадями. Качественное предложение требует Винница, Хмельницкий, Черновцы и другие региональные центры.

Однако строить простейшие «боксы» и заполнять их товаром – уже мало. Клиентам нужны инновационные и современные пространства, где они смогут не только совершать покупки, но и получать уникальный опыт, используя технологии и персонализированные сервисы.

Чтобы стать настоящим lovemark, необходимо чувствовать своего клиента, обеспечивать ему хорошее предложение, а главное – безопасность и комфортное времяпрепровождение со всей семьей. Ведь именно это мы стали ценить больше всего с началом полномасштабного вторжения.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка